Главная » Вопросы » Школа » История

Подготовьте сообщение о возникновении различных направлений в исламе
Подготовьте сообщение о возникновении различных направлений в исламе, используя справочные издания и материалы Интернета.
Категория: История | Добавил: Olediva (25.01.2018)
Просмотров: 140 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 Šøбłǻзŋ
25.01.2018 оставил(а) комментарий:
Основной критерий, ставший толчком к расколу исламской религии, изначально лежал в вопросе о характере и природе верховной власти в мусульманском государстве. Часть мусульман сформулировала концепцию, согласно которой власть передаётся решением общины (уммы) самому уважаемому мусульманину из племени курайшитов, к которому принадлежал пророк Мухаммад. Другая часть мусульман признала семью и прямых потомков пророка (ахль аль-бейт) его единственными законными наследниками и духовными преемниками.

Незадолго до своей смерти Мухаммад объявил своим наследником на посту лидера всех мусульман своего двоюродного брата и зятя Али. Однако после смерти пророка халифом старейшины избрали Абу Бакра (который был одним из тестей Мухаммада), потом Умара ибн аль-Хаттаба, а после него Усман ибн Аффан.

В июне 656 года недовольные политикой Усмана мусульмане осадили его дом, а сорок дней спустя ворвались внутрь и убили халифа. Спустя три дня после убийства Усмана новым халифом был избран Али. Однако, наместник Сирии и троюродный брат Усмана, Муавия из семейства Омейядов, отказался присягать новому халифу, как человеку (как он считал), запятнавшему себя связью с убийцами халифа Усмана. Кроме него, против Али выступили также ближайшие сподвижники пророка, шурин Тальха ибн Убайдулла и двоюродный брат аз-Зубайр, а также супруга пророка Аиша. Результатом стала серия гражданских войн в результате которых Али погиб, на престоле халифа утвердился Муавия, основавших династию Омейядов.

Из сторонников Омейядов образовались сунниты. Они признали законность свершившегося и читли составленные дополнения к Корану – сунны. Но суннитам не удалось полностью уничтожить сторонников убитого Али, которые образовали шиитскую ветвь ислама. Шииты не признали сунны. Они считают Али единственным законным халифом, всех его предшественников после Мухаммада и последователей на престоле – узурпаторами. Потому главное для них религиозное событие в году – день смерти Али, день скорби по истинному халифу, которого не удалось уберечь. Шииты верят в существование скрытого халифа и ожидают его пришествия, выявления для людей.

Также в ходе гражданских войн выделились хариджиты, которые признают законными только первых двух халифов. Однако хариджиты сегодня являются практически исчезнувшей ветвью ислама, потому на них не стоит останавливаться подробно.

В середине VIII в. Омейяды были свергнуты, последний их представитель утвердил свою власть на Иберейском полуострове, образовав там Кордовских халифат. Победа новой династии Аббасидов (возводившей себя к дяде пророка Мухаммада) изначально выглядела как победа шиитов. Но вскоре Аббасиды разошлись с основным шиитским течением, их сторонники приняли суннизм, что, конечно, не отменило противоречий с Кордовским халифатом, где правила последняя уцелевшая ветвь Омейядов. С этих пор противостояние суннизма и шиизма продолжается до наших дней, мусульманские страны, а нередко и общество одной страны разделено на сторонников этих двух учений, что вызывает множество конфликтов.

На протяжении веков шиизм не оставался единым, внутри него выделялись отдельные секты, некоторые – крайне радикальные. В начале X века на территории Ифрикии (современный Тунис) вспыхнуло восстание исмаилитов. Эта секта решила, что скрытый халиф уже пришёл. Им объявили некого Убейдаллаха и начали активные боевые действия против всех остальных мусульман. В 930 году наиболее радикальное течение исмаилизма, давно уже не дававшее проезда паломникам в Мекку, решило окончательно уничтожить хадж; внезапно напав на Мекку, оно произвело страшную резню и похитило Чёрный камень. Только в 951 году святыня была возвращена мусульманам за огромный выкуп.

Разделение ислама происходило и по другим причинам. В частности мутазилиты изначально выделились из общей среды мусульман на основе чисто теологических споров о свободе воле верующего. Кроме того они обратили внимание на роль Корана в исламе. В каноническом исламе считается, что Коран не был создан, что существовал у Аллаха извечно, что мутазилиты посчитали поклонением Корану наравне с Аллахом, то есть многобожием. Как видно, изначально это течение интересовали число теологические вопросы. Но в Арабском халифате вопросы веры и государственной политики были тесно переплетены. Приход к власти представителей мутазилитов привёл к допросам населения, людей под угрозой пыток или даже смерти заставляли признать, что Коран не существовал изначально, но был создан Аллахом, как всё остальное в мире.

Некоторые мусульманские секты изначально не стремились к власти и пытались сформировать большой круг сторонников. Большинство из них объединены в понятие суфиев, хотя на самом деле это не единое течение. В основном суфии ратуют за различные формы аскетизма и многочисленные мистические и полумистические практики.
avatar