Главная » Вопросы » Образование (школьный курс) » История

Определите место и роль православной и католической церквей в Великом княжестве Литовском и русских княжествах.
Определите место и роль православной и католической церквей в Великом княжестве Литовском и русских княжествах.
Категория: История | Добавил: V_V (01.10.2017)
Просмотров: 70 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 buzz
01.10.2017 оставил(а) комментарий:
В Великом княжестве Литовском большая часть населения была православными. Также жители государства без притеснений могли исповедовать любую религию. В 1385 году официальной религий было провозглашено католичество. Согласно привилея 1387 г., православная знать ставилась в неравное материально-экономическое положение по сравнению с католической. Владения католической церкви освобождались от всех налогов и повинностей. Начался процесс окатоличивания населения. После победы над Тевтонским орденом между Великим княжеством Литовским и Польшей была заключена новая уния, по которой католики-поляки получили преимущество над провославными. В 1413 г. был издан Городельский привилей, по которому православные князья и бояре дискриминировались в политической сфере. Католики получили исключительное право занимать высокие должности.

Христианство восточного толка на территориях, которые впоследствии составляли Великое княжество Литовское, распространилось ещё в X веке как государственная религия, введённая киевским князем Владимиром. В 1299 году центр Киевской митрополии был перенесён из Киева во Владимир-Залесский, а в 1325 году — в Москву. Таким образом митрополит оказался на землях, подчинённых Орде, при этом киевская кафедра опустела. В связи с этим в 1316 году Константинопольской патриархией была создана отдельная Литовская митрополия с центром с Новогрудке. Литовские митрополиты назначались нерегулярно, что было связано с нежеланием Константинополя разделять православную церковь княжеств Литовского и Московского. Так, после смерти митрополита Феофила в 1330 году новый литовский митрополит назначен не был, а епархии вернулись в состав Киевской митрополии. В 1354 году литовским митрополитом был поставлен Роман, которому были подчинены турово-пинская, полоцкая, галицкая, владимир-волынская, луцкая, холмская и перемышльская епархии.

После смерти Романа в 1362 году новый митрополит вновь не был назначен. Так продолжалось до 1415 года, когда по инициативе великого князя литовского по Новгородском соборе было решено объявить о независимости православной церкви Великого княжества как от киевского митрополита в Москве, так и от константинопольского патриарха. Киевским митрополитом был выбран Григорий Цамблак, однако он не получил признания среди православного клира и постепенно утратил поддержку Витовта. После смерти Григория православная церковь Великого княжества Литовского была вновь подчинена митрополиту в Москве. В 1458 году произошло окончательное разделение православной церкви: литовские епархии подчинялись митрополиту киевскому, кафедра которого находилась в Новогродке, а восточно-русские — киевскому с кафедрой в Москве (с 1459 года — Московская митрополия). В 1461 года к литовским митрополитам перешёл титул митрополитов киевских, галицких и всея Руси, а в 1472 году митрополит Григорий Болгарин получил каноническое признание константинопольского патриарха.
avatar