Станислав Евграфович Петров (7 сентября 1939, Владивосток — 19 мая 2017, Фрязино, Московская область) — советский офицер, предотвративший 26 сентября 1983 года потенциальную ядерную войну после ложного срабатывания системы предупреждения о ракетном нападении со стороны США.
В ночь на 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Петров был оперативным дежурным на командном пункте космической системы обнаружения стартов ракет в Серпухов-15 (100 км от Москвы). В это время холодная война находилась на своём пике: всего за три с половиной недели до того Советским Союзом был сбит нарушивший границу южнокорейский пассажирский «Боинг-747». На КП поступала информация от принятой на вооружение годом раньше космической системы раннего предупреждения «Око».
Во время дежурства Петрова 26 сентября система сообщила о запуске межконтинентальных баллистических (МБР) ракет с американской базы. Проанализировав информацию («запуски» были произведены лишь из одной точки и состояли всего из нескольких МБР) и донесения «визуальщиков» — офицеров, отслеживающих воздушное и космическое пространство на экранах видеоконтрольных устройств и не зафиксировавших стартов каких-либо ракет, подполковник Петров решил, что это ложное срабатывание системы, и передал соответствующее оповещение по цепочке командованию. Командующий войсками противоракетной и противокосмической обороны генерал-полковник Юрий Всеволодович Вотинцев, прибыв на КП, доложил о ложном срабатывании системы главкому Войск ПВО страны, а также министру обороны Д. Ф. Устинову.
В ночь с 25 на 26 сентября 1983 года мир оказался на грани ядерной катастрофы. Что же тогда произошло? Холодная война в самом разгаре. В советском центре противоракетной обороны под Москвой дежурил подполковник Советской армии Станислав Петров. И вдруг случается страшное. В 0:15 по местному времени система раннего космического оповещения дает сигнал о нападении со стороны США. Спутники, следящие за базами на территории противника, засекли вспышки работающих двигателей межконтинентальных баллистических ракет.
Автоматика показала направляющуюся в сторону Советского Союза ракету, которая вооружилась термоядерными зарядами. У находящегося на вахте офицера Петрова оставалось всего несколько минут для оценки ситуации. Надо было действовать немедленно. Петров проанализировал ситуацию и сообщил через две минуты военному руководству о ложной тревоге.