Анализ Стихотворения Тютчева «О, вещая душа моя…»


Анализ Стихотворения Тютчева «О, вещая душа моя…».
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 44 | Добавил: Forget (19.03.2019)

Всего ответов: 2

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 2
0 Ninaarc
19.03.2019 оставил(а) комментарий:
Стихотворение «О, вещая душа моя…» было создано Ф.И. Тютче­вым в 1855 году. В 1857 году оно было опубликовано в журнале «Русская беседа».

Стихотворение относится к философской лирике, жанр его — лирическая медитация с элементами философского раз­мышления. В этом стихотворении Тютчев раскрывает свое ми­роощущение поэта-романтика, противопоставляя жизнь мате­риальную и жизнь души.

И этот образ «двойного бытия» возникает уже в первой стро­фе. Поэт обращается здесь к душе и сердцу:

О, вещая душа моя!

О, сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия.

Это «двойное бытие» обозначает и двойственность челове­ческой природы, два начала в человеке, которые, по мысли по­эта, противостоят друг другу.

Во второй строфе речь идет уже о душе. Она построена по принципу антитезы. День души, «болезненный и страстный», противопоставлен ночи ее «с пророчески-неясным сном». Здесь речь идет о материальной жизни и о жизни подсознательной, порывах души.

В третьей строфе тоже присутствует антитеза. «Страсти роко­вые» противопоставлены здесь вечности:

Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые —

Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть.

В финале поэт вновь говорит о душе. Таким образом, мы име­ем здесь кольцевую композицию.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катрена­ми. Поэт использует различные тропы: эпитет («вещая душа», «день — болезненный и страстный»), сравнение и метафору («Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть»), синтаксический параллелизм («Твой день — болезненный и стра­стный, Твой сон — пророчески-неясный»).

Таким образом, основная тема стихотворения — скрытое те­чение жизни, двойственность всего сущего на земле.
0 spring
19.03.2019 оставил(а) комментарий:
Стихотворение “О, вещая душа моя!”, датированное 1855 годом, принято относить к философской лирике. По мнению литературоведов, в этом произведении ярко проявляется двойственность мироощущения поэта. В первой строфе Тютчев противопоставляет душу, как нечто небесное, божественное, и сердце, как воплощение земного. Федор Иванович признает тревожность полярности человеческого бытия и невозможность избавиться от этой двойственности. От строчки к строчке все больше нарастает тревога. Отражение свое она нашла в троекратном повторении восклицания “О”, глаголе “бьешься”, употребленном по отношению к сердцу.

Во второй строфе возникает мотив двоемирия, характерный для романтизма. Кроме того, использована антитеза, часто встречающаяся в творчестве Тютчева. Речь идет о противопоставлении двух времен суток. В стихотворении “О, вещая душа моя!” поэт называет день болезненным и страстным, ночь – пророчески-неясной. Человек вынужден жить в обоих мирах. Для людей творческих ночь намного предпочтительнее, ведь, по мнению Тютчева, она сулит некие пророческие откровения.

Третья строфа – попытка примерить между собой два начала (земное и божественное). В стихотворении она завершается неудачей. Сердце волнуют страсти роковые. Душа намерена вознестись к небесам, отвергнув все низменное, слишком человеческое. Тут возникает образ Марии Магдалины, раскаявшейся грешницы, готовой навсегда прильнуть к ногам Христа. Композиционно Федор Иванович закольцовывает стихотворение. Божественная душа природы отмечается вначале при помощи эпитета “вещая”. Упомянута она и в финале. Как раз посредством образов Христа и Магдалины.
“О, вещая душа моя!” – программное стихотворение в лирике Тютчева. Известный русский писатель и философ-утопист Чернышевский причислил его к “прекрасным пьесам” Федора Ивановича. Многие исследователи творчества поэта считают, что ключевой темой для него на протяжении всей жизни была тема души. В данном случае ее раскрытие отличается удивительной полнотой и философской глубиной. Редкий стихотворец был настолько увлечен душой, буквально загипнотизирован ею. Она была его главной привязанностью. Не исключено, что именно благодаря этому увлечению поэзия Тютчева осталась жить в веках, приобрела бессмертие.
avatar