Главная » Вопросы » Школа » Литература

Как с годами изменялись представления Пушки­на о свободе?
Как с годами изменялись представления Пушки­на о свободе?
Категория: Литература | Добавил: damian (15.03.2019)
Просмотров: 27 | Ответы: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 3
0 shurik
15.03.2019 оставил(а) комментарий:
Трактовка темы свободы претерпела в творчестве А.С.Пушкина значительную эволюцию. В начале творческого пути у поэта преобладают политические и юридические аспекты. Однако со временем взгляды Пушкина меняются в сторону личной свободы человека, яростной защиты его прав и воли. Еще из Царскосельского лицея поэт вынес свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что любой человек, независимо от своего социального происхождения, должен быть свободным. И главный порок, который он видел – это ничем не ограниченная власть монарха, самодержавие. В оде «Вольность» молодой поэт восклицает:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу…
При этом Пушкин никогда не выступал против «короны», считая, что страной должен править просвещенный, мудрый монарх, чья власть будет ограничена законом. Только в этом случае, по мнению поэта, исчезнет произвол властьимущих, «барства дикого», «покорствующего бичам» рабов.

Однако юношеские порывы поэта встречают препятствие в виде правды жизни. Возьмем, к примеру, стихотворение «Свободы сеятель пустынный…», горечь которого заключается в печальном выводе о том, что зерна свободы не дают всходов. Позже, уже в тридцатые годы, сам Пушкин признает, что народ в основной своей массе еще не готов к осознанию идеалов политической свободы.

В период набирающего силу декабристского движения, в котором поэт принял непосредственное участие, его взгляды становятся более жесткими и критичными. Многими стихами отвечал Пушкин декабризму, при этом друзья-декабристы Пушкина использовали их в целях пропаганды своих убеждений, так что его стихи становились настоящим призывом к действию, своеобразными лозунгами свободы, как, например, стихотворение, посвященное другу Пушкина Чаадаеву П.Я.:
Товарищ, верь, взойдет она
Звезда пленительного счастья.
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Свободолюбивой лирикой, наполненной политическими мотивами, Пушкин показывал свое видение сильной России во главе с монархом, защищающим права человека. Только такой самодержавец в лирике Пушкина олицетворял собой идеал справедливости, силы и величия. Осуждение всякого деспотизма – вот основная идея любого вольнолюбивого стихотворения Пушкина. Так, в стихотворении «Анчар» аллегорический образ ядовитого дерева поэт использовал для обличения политики Николая I. В стихотворении «Арион» Пушкин изображает декабристов и себя. Декабристы («пловцы») все время старались плыть против течения жизни, пытались грести, куда им хотелось. «Вдруг лоно воли измял с налету вихорь шумный…» - произошло декабристское восстание, и в результате – «погиб и кормщик, и пловец». Спасся только «таинственный певец», который не пытался плыть против течения, он отдался стихии, доверился самой жизни, и она вынесла его на спасительный берег. Он пел, «беспечной веры полн», и не погиб, он остался петь «гимны прежние», храня верность погибшим товарищам, поддерживая оставшихся в живых, вселяя в их души надежду и уверенность в победу правого дела.

Также нельзя не отметить стихотворение «Деревня», в первой части которого автор описывает идиллию, восхищение красотами природы и простыми деревенскими нравами. Однако уже во второй части стихотворения перед нами явная сатира, ведущая к выводу о необходимости отмены крепостного права:
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

К концу жизни в размышлениях Пушкина о свободе исчезает политическая окраска проблемы, поскольку поэт полностью разочаровался в недостижимых политических идеалах. Теперь речь идет уже о свободе внутренней, духовной. Примером может служить стихотворение «Из Пиндемонти», в нём А.С.Пушкин провозгласил свободу творческой личности, при которой истинный художник должен творить, повинуясь лишь собственному вдохновению, не потворствуя желаниям власти или народной массы:
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать…

Окончательное утверждение своей верности идеалу «вольности святой», подведение итогов своей творческой деятельности Пушкин осуществил в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Своим высшим достижением поэт считает то, что он своей лирой «пробуждал» «чувства добрые» и, главное, что в свой «жестокий век» «восславил Свободу».
0 El_Storm
15.03.2019 оставил(а) комментарий:
Назовите основные стихотворения, где разрабатывалась эта тематика, и укажите их харак­терные содержательные особенности.

Свобода воспринималась поэтом как важнейшая ценность жизни, но понимание свободы существенно менялось с годами. Ода «Вольность» (1817), стихотво­рения «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819) воплоща­ют преддекабристские идеи и настроения. Политиче­ские изменения, даже свержение «власти роковой» — в этом виделась цель жизни и задача поэта. Герой ощущает себя пленником несовершенного мира — «Уз­ник» (1822), стремится «туда, где гуляем лишь ветер… да я!..».

Сложному положению человека в мире, где личность подчинена, подавлена всесильной властью, посвяще­но аллегорическое стихотворение «Анчар» (1828). Де­сять строф этого произведения четко разделяются на две композиционные части. В первой создается величе­ственный и ужасный образ «древа смерти». И еще более ужасной выглядит в этом контексте власть, поставив­шая себе на службу саму смерть. Эта тема и настроение вводятся первыми же строками пятой строфы:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом…

Самовластие убивает все живое вокруг так же, как анчар. Смерть порождает смерть.

С годами понимание свободы усложнялось. Ей про­тивостоит не только и не столько «самовластие», сколь­ко само устройство мира, где личности, тем более твор­ческой, приходится постоянно отстаивать право на независимое существование. На него покушается не только власть, но и народ, чернь, толпа:

Зависеть от властей, зависеть от народа —

Не все ли нам равно?..

За человеком признается высшее право («Иные, луч­шие мне дороги права. Иная, лучшая потребна мне сво­бода…» — «Из Пиндемонти») на духовную независи­мость, включающее и ответственность за грех. Такое восприятие мира прежде всего не в социальных, а в ду­ховных его проявлениях обусловило постепенную заме­ну в творчестве Пушкина категории свободы понятием «воли», ставшим воплощением его идеала полноценно­го независимого бытия человека: «На свете счастья нет, но есть покой и воля» («Пора мой друг, пора! Покоя сердце просит…», 1834).
0 Olediva
15.03.2019 оставил(а) комментарий:
Понятие «свобода» для лирики Пушкина — поня­тие широкое. Свобода для поэта — это и свобода твор­чества, и свобода выбора, и личная свобода. Свобода, или вольность, — одна из ведущих тем лирики велико­го поэта.

Уже в лицейские годы в стихотворении «Лици- нию» юный поэт выступает против рабства и тира­нии. Изображая Древний Рим, он подразумевает Россию. «Свободой Рим возрос, а рабством погуб­лен», — звучало как грозное предупреждение тира­нам. Современники это хорошо понимали.

В 1817 г. Пушкин пишет оду «Вольность». В пер­вых же строках он определяет цель своего произведе­ния: «Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок».

Поэт обличает «тиранов мира», попирающих естест­венное право народа на свободу. Он призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь. Нарушение закона, по мнению поэта, гибельно для государства.

Вольнолюбие с особой силой проявилось в стихо­творении «К Чаадаеву» (1918). Это стихотворение — одна из самых пылких песен Свободе. Послание на­чинается с утверждения о том, что юность и связан­ные с ней забавы, иллюзия любви, надежды, «тихой славы» исчезли, развеялись, подобно сну или утрен­нему туману. Но, несмотря на это, в душах людей еще горит желание откликнуться на призыв отчизны. Ра­дость жизни и счастье человек, по мнению поэта, мо­жет постичь в свободном обществе. Поэтому в стихот­ворении на первый план выдвигается мысль об отчизне, служение которой становится потребностью души поэта.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

В период южной ссылки Пушкин, политический ссыльный, пишет стихотворение «Узник».

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном…

Тоска по воле, свободе звучит в этом стихотворе­нии. В произведениях более позднего периода трак­товка темы свободы Пушкиным несколько меняется. Осмысление свободы происходит с философской точ­ки зрения, свобода понимается Пушкиным как осно­вополагающая ценность бытия.

Так, в стихотворении «Анчар» поэт развивает те­му губительного воздействия неограниченной власти одного человека на судьбу и жизнь другого. В этом стихотворении поэт сравнивает самодержавную власть с древом яда — анчаром. «Яд каплет сквозь его ко­ру», неся гибель всему живому.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь поте

И к утру возвратился с ядом. <…>

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседам в чуждые пределы.

Тема несвободы, отсутствия выбора раскрывается на примере страшной участи раба, жизнь которого полностью зависит от воли господина. С философской точки зрения поэт рассматривает вопрос человеческих взаимоотношений. Пушкин проповедует гуманизм и просвещенность. Тема неожиданно получает разви­тие: смерть раба — только первая в цепочке смертей, которые последуют тогда, когда господин прикажет напитать ядом анчара стрелы и разошлет их «к сосе- дам в чуждые пределы».

Одна из составляющих понятия свободы — это свобода поэтического голоса, независимость худож­ника от мнения толпы. И эта свобода иного рода — творческая тайная свобода. Этой теме Пушкин по­святил немало стихотворений, среди которых такие, как «Поэт», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг не­рукотворный…», «Эхо».

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» — одно из последних стихотворений Пушкина. В нем ав­тор как бы подводит итог своему творчеству. Поэт го­ворит о жизни после смерти в памяти многих поколе­ний, поскольку его поэзия была направлена на пробуждение «чувств добрых» и восславляла в «жес­токий век» свободу.
avatar