Охарактеризуйте героиню пьесы Островского «Гроза» как трагический персонаж


Охарактеризуйте героиню пьесы Островского «Гроза» как трагический персонаж.
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 41 | Добавил: аgent (12.03.2019) (Изменено: 12.03.2019)

Всего ответов: 3

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 3
0 Biz-ledy
12.03.2019 оставил(а) комментарий:
Уже вступительная ремарка расширяет простран­ство действия пьесы до общероссийских масштабов: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Вол­гой сельский вид». Конфликт и расстановка действу­ющих лиц призваны воплотить всю широту воззрений писателя на современное состояние русской жизни. Не только уездный Калинов, но и сельская Россия, Мо­сква, куда едет Тихон и откуда приезжает Борис, Си­бирь, куда он собирается, русские просторы, о которых напоминают звучащие песни, образуют фон основного столкновения.

С первых сцен в пьесе нарастает предгрозовое ощу­щение кризиса, приближающейся катастрофы. И по­люсами, стремление к которым может разорвать при­вычные устои жизни, являются в «Грозе» Кабаниха и Катерина. Они отличаются от иных персонажей си­лой характера, готовностью не уступать, защищая свои ценности, представления о жизни.

Именно к более духовной, свободной и нравственно чистой жизни стремилась Катерина. Характерно значе­ние ее имени — «вечно чистая». Она человек не менее сильный и волевой, чем ее свекровь. В ее натуре орга­нически соединяются традиции подлинной русской патриархальной, народно-бытовой нравственности и свободно и добровольно принимаемые душой христиан­ские принципы, чуждые лицемерия, мистицизма. Не страх, а любовь одухотворяют ее веру. В воспоминани­ях и мечтах Катерины мир един, красочен, поэтичен. Она воспринимает как части единого прекрасного бо­жественного замысла природу, чистосердечную молит­ву, любовь. Не формальное следование церковным или мирским правилам, а свободный выбор нравственно полноценной души — вот ее идеал.

Она и на связь с Борисом идет больше от отчаяния, потому что не может достучаться до чьей-либо души. А Борис хотя бы внешне отличается от грубых, лжи­вых, бессердечных, равнодушных людей, хотя бы го­ворит о любви. Но это любовь, которая влечет герои­ню, устремленную к небу, в овраг. Здесь не тесно Вар­варе и Кудряшу, но неуютно душе жаждущей свободы и нравственной чистоты Катерины. В мире же Калино­ва эти понятия оказываются несовместимыми.

Нарастают внутренние противоречия незаурядной героини, приводящие ее к трагедии. Трагическое в ли­тературе возникает только в связи с героем нравственно сильным, полноценным, оказавшимся жертвой нераз­решимых жизненных противоречий. Герой действует решительно и свободно, но избежать страданий и гибе­ли его жизненных ценностей не может. Причиной тра­гического конца становится не гибельная случайность, а несовпадение идеалов и устремлений трагического ге­роя и существующего миропорядка.

Все эти признаки трагического образа мы видим в связи с Катериной. Мир, в котором вынуждена суще­ствовать, но с которым не хочет мириться Катерина, оставляет ей только одну возможность вырваться из своих гнетущих объятий: пойти по пути лжи, обмана. Ступив на этот путь, она входит в непримиримое про­тиворечие с собственными принципами, изменяет уже своим идеалам. Круг замыкается, и самоубийство явля­ется единственным способом вырваться из условий су­ществования, которые не удовлетворяют представлени­ям героини о подлинно человеческой жизни.

Катерина говорит Борису: «Мне умереть не страш­но, а как я подумаю, что вдруг явлюсь перед Богом та­кая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно». Она умирает, всенародно покаявшись, нравственно очистившись. Только формально верую­щая, бездушная Кабаниха будет беспощадной к «погу­бившей душу», а «кто любит, тот будет молиться». Не случайно же последний штрих портрета уже умершей героини сближает ее со святыми великомученицами: «А точно, ребяты, как живая!»
0 V_V
12.03.2019 оставил(а) комментарий:
В течение довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме на исходе 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала XX века костромичи указывали на место самоубийства Катерины - беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Показывали и дом, где она жила, - рядом с церковью Успения. А когда «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».

Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было девятнадцать лет. В прошлом она воспитывалась в любви и в холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, живой, жизнерадостной. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что десятого ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».

Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год.

Определяя сущность трагического характера, Белинский сказал: «Что такое коллизия? - безусловное требование судьбою жертвы себе. Победи герой трагедии естественное влечение сердца… - счастье, простите, радости и обаяния жизни!.. последуй герой трагедии естественному влечению своего сердца - он преступник в собственных глазах, он жертва собственной совести…»

В душе Катерины сталкиваются друг с другом два этих равновеликих и равнозаконных побуждения. В кабановском царстве, где вянет и иссыхает вся живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От лее героине нужно слишком много. Любовью к Борису, конечно, ее тоску не утолить. Не потому ли Островский усиливает контраст между высоким любовным полетом Катерины и бескрылым увлечением Бориса? Судьба сводит друг с другом людей, несоизмеримых по глубине и нравственной чуткости. Борис живет одним днем и едва ли способен всерьез задумываться о нравственных последствиях своих поступков. Ему сейчас весело - и этого достаточно: «Надолго ль муж-то уехал?.. О, так мы погуляем! Время-то довольно… Никто и не узнает про нашу любовь…» - «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!.. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Какой контраст! Какая полнота свободной любви в противоположность робкому Борису!

Продолжение ниже
0 V_V
12.03.2019 оставил(а) комментарий:
Душевная дряблость героя и нравственная щедрость героини наиболее очевидны в сцене их последнего свидания. Тщетны надежды Катерины: «Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела». «Кабы», «может быть», «какую-нибудь»… Слабое утешение! Но и тут она находит силы думать не о себе. Это Катерина просит у любимого прощения за причиненные ему тревоги. Борису же и в голову такое прийти не может. Где уж там спасти, даже пожалеть Катерину он толком не сумеет: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!»

Но разве не напоминала Борису о расплате за любовь к замужней женщине народная песня, исполняемая Кудряшом, разве не предупреждал его об этом же Кудряш: «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть! Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите…» А сама Катерина во время поэтических ночей на Волге разве не об этом Борису говорила? Увы, герой ничего этого просто не услышал.

Добролюбов проникновенно увидел в конфликте «Грозы» эпохальный смысл, а в характере Катерины - «новую фазу нашей народной жизни». Но, идеализируя в духе популярных тогда идей женской эмансипации свободную любовь, он обеднил нравственную глубину характера Катерины.

Объясняя причины всенародного покаяния героини, не будем повторять вслед за Добролюбовым слова о «суеверии», «невежестве», «религиозных предрассудках». Не увидим в «страхе» Катерины трусость и боязнь внешнего наказания. Ведь такой взгляд превращает героиню в жертву темного царства Кабаних. Подлинный источник покаяния героини в другом: в ее чуткой совестливости. «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми», - признается Катерина Варваре. «У меня уж очень сердце болит», - говорит Катерина в минуту признания. «В ком есть страх, в том есть и Бог», - вторит ей народная мудрость.

Страх всегда понимался русским народом как обостренное нравственное самосознание. В «Толковом словаре» В. И. Даля «страх» толкуется как «сознание нравственной ответственности». Такое определение соответствует душевному состоянию героини. В отличие от Кабанихи, Феклуши и других героев «Грозы», «страх» Катерины - внутренний голос ее совести. Грозу Катерина воспринимает как избранница: совершающееся в ее душе сродни тему, что творится в грозовых небесах. Тут не рабство, тут равенство. Катерина равно героична как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. «Какая совесть!.. Какая могучая славянская совесть!.. Какая нравственная сила… Какие огромные, возвышенные стремления, полные могущества и красоты», - писал о Катерине (Стрепетовой) в сцене покаяния В. М. Дорошевич. А С. В. Максимов рассказывал, как ему довелось сидеть рядом с Островским во время первого представления «Грозы» с Никулиной-Косицкой в роли Катерины. Островский смотрел драму молча, углубленный в себя. Но в той «патетической» сцене, когда Катерина, терзаемая угрызениями совести, бросается в ноги мужу и свекрови, каясь в своем грехе, Островский, весь бледный, шептал: «Это не я, не я: это Бог!» Островский, очевидно, сам не верил, что он смог написать такую потрясающую сцену. Пора и нам по достоинству оценить не только любовный, но и покаянный порыв Катерины. Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться».

«Смерть по грехам страшна», - говорят в народе. И если Катерина смерти не боится, то грехи искуплены. Ее уход возвращает нас к началу трагедии. Смерть освящается той же полнокровной и жизнелюбивой религиозностью, которая с детских лет вошла в душу героини. «Под деревцом могилушка… Солнышко ее греет… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут…»

Катерина умирает удивительно. Ее смерть - это последняя вспышка одухотворенной любви к Божьему миру: к деревьям, птицам, цветам и травам. Монолог о могилушке - проснувшиеся метафоры, народная мифология с ее верой в бессмертие. Человек, умирая, превращается в дерево, растущее на могиле, или в птицу, вьющую гнездо в его ветвях, или в цветок, дарящий улыбку прохожим, - таковы постоянные мотивы народных песен о смерти. Уходя, Катерина сохраняет все признаки, которые, согласно народному поверью, отличали святого: она и мертвая, как живая. «А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови».
avatar