Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких?


Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 129 | Добавил: V_V (12.03.2019) (Последнее изменение: 12.03.2019)

Всего ответов: 5

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 5
0 buzz
12.03.2019 оставил(а) комментарий:
О недолговечности власти «темного царства» говорят нам как сюжетные события, так и символические детали, фразы действующих лиц. Прежде всего, это выражение протеста, который принял различные формы у различных персонажей пьесы. Для Катерины таким протестом стало самоубийство, отстаивание своего права на любовь, на свободу, личное счастье. Для Варвары и Кудряша — побег. Для Тихона — обвинение, брошенное им матери: «Маменька, вы ее погубили…». Возможное осознание ситуации, своеобразное открытие.

Символична сама сцена грозы. Одна из интерпретаций ее — очищающая гроза, освежающее явление, символ свободы (П.А. Добролюбов). Гроза как бы намекает на последние времена «темного царства», предваряет его падение.

Символичны и некоторые фразы героев, художественные детали. Так, Феклуша замечает о том, что «последние времена настали». В последнем действии мы видим начинающую разрушаться постройку. Когда-то она была расписана картинами, изображающими как наши с Литвой бились и геенну огненную, сейчас же начала разрушаться, все было оставлено, заросло, опустело. Эта символическая деталь интерьера также свидетельствует о последних временах «темного царства».
0 Oleg74
12.03.2019 оставил(а) комментарий:
В написанной накануне отмены крепостного права «Грозе» А.Н.Островский показал начало перелома общественного сознания. Пьеса наполнена драматизмом, противоречиями и вопросами социального неравенства, что делает ее актуальной и в нынешнее время.

«Гроза» по праву признается одним из лучших произведений Островского. В нем автор показал несправедливость, произвол и тиранию, царящие в обществе. Местом действия избран небольшой городок на берегу Волги.

В Калинове прослеживается иерархия подчинения слабых людей амбициозным мещанам. Деспотизм правящей элиты показан в образах Кабанихи и Дикого.

Основная власть в провинциальном городке сосредоточена а руках волевой, жестокой и невежественной купчихи, прозванной Кабанихой. Марфа Игнатьевна упивается вседозволенностью, не обращая внимания на нищету и бесправие жителей Калинова. Другим «правителем» является Дикий, не уступающий Кабановой в амбициях. Эти двое персонажей не желают нововведений и всеми силами пытаются удержать устои патриархальной эпохи, жестко карая любое инакомыслие.

Но новые веяния все равно проникают в «темное царство», в нем уже появился лучик надежды и света.

Его олицетворяет невестка Кабанихи Катерина. Молодая женщина не желает мириться с тиранией, царящей в их городке. Обладающая сильным духом центральная героиня активно отстаивает новые порядки, свободу личности, показывая истинные идеалы.

Немаловажная роль отведена в пьесе страннице Феклуше, чувствовавшей грядущие изменения. Именно она предсказала Кабанихе скорый крах ее узурпаторской власти. В образе ученого Кулигина также представлен прогрессивный человек, олицетворяющий недолговечность сложившихся устоев. Он практически единственный понимает Катерину, разделяет ее стремления и мечты. После гибели главной героини он смело обвиняет властвующих самодуров в ее смерти.

Островский не случайно показал в «Грозе» разных по статусу и характеру персонажей с похожими устремлениями. Каждый из них внес определенную лепту в разрушение «темного царства», на смену которому в конечном итоге пришел гармоничный мир.
0 Forget
12.03.2019 оставил(а) комментарий:
В пьесе «Гроза» Островский создаёт действительность, свойственную для его времени. А.Н.Добролюбов назвал данное произведение самым смелым для того времени. Здесь «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены…до трагических последствий…». Всё общество в маленьком городе Калинове построено на принципе подчинения слабых сильным, богатых бедным. Но основная проблема заключается в том, что всем правят самодуры, не знающие границ между справедливостью и бесправием. Патриархальность общества города делает людей недалекими и бесхарактерными. Таков Тихон Кабанов - муж Катерины, который смирился с таким положением дел. Он во всём подчиняется своей матери, которую можно назвать «самодуром в юбке». Марфа Игнатьевна Кабанова (а попросту - Кабаниха) не знает границ дозволенного, того, чего нельзя делать относительно других людей. Она смело пользуется своей безграничной властью хозяйки. Таков и богатый купец Дикой.

Как представители века прошлого, самодуры не могут принять новой жизни и всеми силами пытаются удержать уходящее время. Для них всё новое является порочным, нарушающим веками сложившиеся патриархальные отношения.

Несмотря на «окаменелость» калиновского общества, Островский видит в нём и изменения. И самым первым вестником изменений является главная героиня пьесы - Катерина. Она нашла в себе силы противостоять самодурству и провозгласить новые идеалы настоящей жизни. Для этой героини существование в «тёмном царстве» хуже смерти.

Островский считает, что пришло новое время для истинных чувств, а фальшивый аскетизм должен уйти в прошлое. Символичен образ Феклуши, роль которой в пьесе мала, но, тем не менее, глубока и объемна. Хотя она и представительница общества патриархального, но всё же именно Феклуша предчувствует скорую гибель «тёмного царства». Она говорит Кабанихе: «Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, по всем приметам, последние».

Образ Кулигина так же неслучаен в пьесе, поскольку этот человек не может принять законов города Калинова, он почти единственный, кто понимает Катерину и видит истинную причину ее самоубийства. Неслучайно именно Кулигин произносит обвинительные слова, держа на руках тело мёртвой Катерины. Но, по мысли Добролюбова, Кулигин не способен на откровенный протест, на какой была способна Катерина. Главная героиня - «сильный русский характер», ибо она смогла пойти в своём протесте до конца.

Таким образом, Островский ставит в своей пьесе проблему кризиса патриархального сознания, на смену которого приходит совсем иное восприятие действительности.

«Гроза» была написана в 1859 году, после путешествия Островского по Волге. Впечатления от этой поездки отразились в пьесе - в передаче быта, нравов, общей атмосферы провинциального города Калинова, в воссоздании ярких характеров.

Продолжение ниже
0 Forget
12.03.2019 оставил(а) комментарий:
Конфликт пьесы воспринимается в начале как столкновение противоположных сил внутри «темного царства»: конфликт между безответным персонажем - Катериной и своевольными, деспотичными людьми, как Кабаниха. Внешне вся пьеса показывает нам эти столкновения. Однако очень скоро конфликт между ними перерастает в конфликт между чувством и долгом в душе главной героини пьесы.

На первый план в произведении выведены переживания героини, связанные с тем, что она чувствует себя греховной и желает освободиться от своего греха. Такая причина конфликта позволила талантливому критику Добролюбову истолковать смерть Катерины только как протест против кабановских понятий о нравственности, что главная героиня избирает смерть как средство в борьбе против окружающей действительности. Но притягательная сила, бессмертная значимость «Грозы» состоит еще и в том, как драматург изображает внутреннюю борьбу девушки со своей греховностью.

Катерина - женщина гордая, волевая, отдана замуж за слабого, безвольного, находящегося в полном подчинении у матери Тихона. Натура одухотворенная, светлая, мечтательная, она попала в атмосферу ханжества, жестоких законов, полюбила несамостоятельного Бориса. Полюбив его, молодая женщина, воспитанная в строгих правилах, сразу же посчитала это чувство невероятным грехом: ведь она была замужем. Любовь к Борису для нее большая беда, она считает себя виноватой: «Грех, что я другого люблю. Я от тоски что-нибудь сделаю над собой».

Из этого нарастающего ощущения своей беды случилось все остальное. Доводы рассудка оказались бессильными перед напором страсти. Все время, пока муж был в отъезде, Катерина провела с Борисом. После возвращения Тихона героиня с его стороны не испытывала никаких притеснений, в ней просто заговорила совесть - глубокое осознание своей личной вины. Удар грома заставляет Катерину упасть на колени и признаться: «Не могу я больше терпеть. Матушка, Тихон, грешна я перед вами и перед Богом…». Не выдержав сознания собственного греха и давления со стороны «темного царства», Катерина бросается с обрыва. Для нее лучше встать сразу пред Богом, и он все сам рассудит. Последние слова в пьесе, слова Кулигина, это подтверждают: «Вот вам Катерина, делайте с ней, что хотите. Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Как бы мы не осуждали этот поступок Катерины, но мы проявляем к ней большое сочувствие, так как она есть жертва черствости, косности и жестокости «темного царства».
0 Ninaarc
12.03.2019 оставил(а) комментарий:
Пьеса «Гроза» переполнена разнообразными противоречиями и вопросами социальных неравенств, что делает ее актуальной для современного читателя. Она занимает особенное место в сравнение с другими трудами Островского. Именно в этом произведении великий писатель отражает мир несправедливости и хаоса общества, мир произвола и тирании. И именно эти черты проявляются в маленьком, и, казалось бы, тихом городе Калинове. Здесь имеются четкая иерархия подчинения слабохарактерных людей сильным и амбициозным. Деспотизм правящих лиц ярко выражается на примере кабаних и диких. Основная власть находится в руках матери мужа Катерины, которую прозвали Кабанихой. Это жестокая и невежественная натура, она не знает границ дозволенности и смело шагает через них. Еще одно звено власти в маленьком городке расположилось в руках Дикого. Он ни в чем не уступает Кабанихе, и совершенно не знаю, что является недопустимым по отношению к другим людям. Вместе они не желают мириться с изменениями мира и пытаются удержать вековой порядок вещей, карая всякое не согласие.

Но не все в «темном царстве» так угнетающе безвыходно. Есть здесь все же лучик света и надежды. И олицетворяет его Катерина, которая не может мириться с царящей вокруг тиранией. Она активно пытается отстаивать порядки нового времени и показывает настоящие идеалы. Девушка обладает несокрушимым духом, который дает ей силы бороться с самодурством «власти».

Не маловажную роль в свержении вершин правления играет образ Феклуши. Эта женщина так же стремилась вырваться из «темного царства» и предчувствовала его падение. Именно она предупреждала Кабаниху о скором крахе их власти. Свидетельством недолговечности патриархального строя служит персонаж Кулигина, который становится практически единственным человеком, который может понять главную героиню, разделить ее мечты и стремления. Именно он обвиняет власть самодуров в гибели Катерины.

Эти персонажи собраны в пьесе не случайно, каждый из них внес свою лепту в разрушение «темного царства», на замену которому пришел новый и гармоничный мир.
avatar