Анализ Стихотворения Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…»


Анализ Стихотворения Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…».
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 45 | Добавил: (09.03.2019) (Изменено: 09.03.2019)

Всего ответов: 3

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 3
Аватар
0

09.03.2019 оставил(а) комментарий:
Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. Оно было создано под впечатлением светского новогоднего бала. И.С. Тургенев, при­сутствовавший на этом балу, вспоминал: «Лермонтова я видел на маскараде в Благородном собрании, под новый 1840 год… Внут­ренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба… На балу… ему не дава­ли покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его пре­красное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:

Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки…».

Стиль произведения — романтический, основная тема — противостояние лирического героя и толпы.

Стихотворение построено на резком контрасте действитель­ности и идеала поэта. Основные образы реального мира — это «пестрая толпа», «образы бездушных людей», «приличьем стя­нутые маски». Толпа эта лишена индивидуальности, люди не­различимы, все краски и звуки здесь приглушены:

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски…

Картина маскарада напоминает нам кошмарный сон, время здесь словно застыло, стало неподвижным. Чтобы подчеркнуть это, поэт использует немногочисленные глаголы в форме насто­ящего времени. И внешне герой погружен в эту застывшую, без­жизненную стихию. Однако внутренне он свободен, обращен мыслями к своей «старинной мечте», к тому, что ему по-настоя­щему дорого и близко:

И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться, — памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей.

Основные образы «старинной мечты» лирического героя — это «родные места», «спящий пруд», «высокий барский дом», «темная аллея», зеленые травы, угасающий луч солнца. Мечта эта подобна «цветущему островку среди морей». Исследовате­ли отмечали здесь ситуацию скованности мечты окружающей враждебной стихией. Именно так силен порыв героя к свободе, желание его преодолеть эту скованность, вырваться из враж­дебного плена. Порыв этот запечатлен в финальных строках про­изведения:

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незваную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..

Композиционно мы можем выделить в стихотворении три части. Первая часть — описание маскарада (две первые стро­фы). Вторая часть — обращение лирического героя к своей ми­лой мечте. И третья часть (последняя строфа) — возвращение его к реальности. Таким образом, мы имеем здесь кольцевую композицию.

Стихотворение написано с помощью сочетания шестистоп­ного и четырехстопного ямба. Поэт использует различные сред­ства художественной выразительности: эпитеты («пестрою тол­пою», «при диком шепоте», «лазурного огня», «с улыбкой розо­вой»), метафору («Ласкаю я в душе старинную мечту», «И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!»), анафору и сравнение («С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье»), лексический повтор («лечу я вольной, вольной птицей»). На фо­нетическом уровне отметим аллитерацию и ассонанс («С глаза­ми, полными лазурного огня»).

Таким образом, в стихотворении звучат различные мотивы. Это романтический конфликт мечты и реальности, конфликт в душе лирического героя, трагическая раздвоенность его созна­ния (что было характерно затем для лирического героя Блока). Мы можем рассматривать это произведение в контексте лирических размышлений поэта о своем месте в мире, об одиноче­стве, отсутствии взаимопонимания и счастья — стихотворений «Утес», «Листок», «Выхожу один я на дорогу..», «И скучно и гру­стно…».
Аватар
0

09.03.2019 оставил(а) комментарий:
1) М.Ю.Лермонтов «Как часто пёстрою толпою окружен»

2) Это стихотворение написано Лермонтовым после посещения маскарада в ночь с 2 на 3 января 1840 года.

3) Тема: о маскарадности общества.

Главная мысль: автор хочет показать, что общество – это серая, холодная и бездушная масса, скрывающая свои лица под масками.

Смысловой анализ: деление на части:

1 часть: ненависть к толпе

2 часть: воспоминания о лучших моментах

3 часть: возвращение к прежней жизни.

Настроение: восторженное, эмоциональное, возмущенное, радостное и одновременно разгневанное.

4) А) эпитет: пестрою толпою, гладит луч.

Б) олицетворение: встают туманы, глядит луч.

В) метафора: стих облитый горечью и злостью.

Г) гипербола: царства дивного всесильный господин.

Д) сравнение: улыбкой розовой, как молодого дня.

Е) антитеза: обман-мечта

Ж) инверсия: мечты моей, мелькают образы.

З) повтор: как – 2 раза, вольной – 2 раза.

5) затверженный – заученный

Бестрепетный – смелый, неустрашимый.

6) параллельная рифма

Двойная рифма: последовательная + параллельная.

7) И странная тоска теснит уж грудь мою

Я думаю об ней, я плачу и люблю.

Ямб

8) Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Как часто пёстрою толпою окружен» относится к теме одиночества и непонимания обществом. Мне это стихотворение очень понравилось и запомнилось за счет эмоциональности, вложенной поэтом и ярких выразительных средств.
Аватар
0

09.03.2019 оставил(а) комментарий:
«Как часто, пестрою толпою окружен…» было создано Лермонтовым в 1840 году. Он посетил бал, приуроченный к празднованию нового года, на котором был сам Николай I. Поэт не мог оставить это мероприятие без внимания, поэтому написал стихотворение, в котором раскритиковал весь высший свет. Николай I увидев эпиграф произведения «1 января» был в шоке от наглости Лермонтова, он понял, что большей частью стихотворение адресовано ему.

Лирический герой здесь – это одинокий человек, чьи взгляды и принципы не совпадают с общественными. Он не намерен подстраиваться под общество, которое он не приемлет. Все люди на балу скрываются под масками. Ощущение, что под этими масками они прячут свои пороки. Люди в масках обезличены, они как «пестрая толпа».

Герою неприятно находиться среди этих людей. Вначале он описывает эту толпу, а затем углубляется в свои воспоминания. Он вспоминает свое детство и родные места, где любил проводить время. Затем герой возвращается к реальному миру и ставит некую точку, говоря о том, что хочет нарушить всеобщее веселье, бросив в глаза «железный стих».

Стихотворение написано ямбом. Поэт использовал все разнообразие художественных средств: от эпитетов до сравнений. Если говорить о фонетическом уровне, то в произведении присутствует ассонанс и аллитерация. Стиль стихотворения – романтический. В основе лежит конфликт лирического героя и высшего света. Лермонтов рассуждает о своем одиночестве, о пороках общества и о том, что люди как рабы готовы прислуживать власти.
avatar