Почему Печорин относится к типу «лишних людей»?


Почему Печорин относится к типу «лишних людей»?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 79 | Добавил: (07.03.2019) (Изменено: 07.03.2019)

Всего ответов: 4

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 4
Аватар
0

07.03.2019 оставил(а) комментарий:
Печорин — герой эпохи 1830-1840-х гг., когда в памяти русских людей были свежи факты разгрома дворянского вос­стания 1825 г. и когда «отцы», поколение 20-х гг., в каком-то смысле предали идеалы борцов за торжество свободы, равен­ства и братства.

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

(«Дума»)

Эти строки выражают пессимистический настрой поколения 1830-1840-х гг., и Печорин — человек из этого поколения. Бо­гатство и высокое положение в обществе, казалось бы, создали основу его успеха в жизни. Но, наделённый умом и силой ха­рактера, Печорин не захотел идти путём трудов и преодоления препятствий. Эгоист, он всегда идёт на поводу своих желаний и страстей. «Силы необъятные» его угасают, он исполнен тоски и разочарования, он скептично настроен ко всему роду челове­ческому и ничего не ждёт для себя в будущем.

Временем «разъединения и индивидуальностей» назвал Бе­линский 1830-е гг. Эти слова определяют человеческую и обще­ственную сущность характера Печорина.

Принадлежность Печорина к типу «лишних людей» обуслов­лена ещё и тем, что нет для него, человека с незаурядными спо­собностями и честолюбивыми устремлениями, нет той деятель­ности, яркой и захватывающей, которая бы составила смысл его существования. «…Бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду», но ему не дано оставить значимый след на земле.

Поколение Печорина переживает состояние чувств, называе­мое рефлексией.

Для этих людей свойственны неверие в свои силы, охлаж­дение к жизни — то переходное состояние духа, в котором для человека всё старое разрушено, а новое ещё не построено. При этом будущее видится призрачным и неопределённым. Такую оценку поколению Печорина дал критик Белинский.
Аватар
0

07.03.2019 оставил(а) комментарий:
«Герой нашего времени» — первый реалистический социально-психологический роман в русской литературе, в котором внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира героя, на диалектике его души, на углубленном психологическом анализе его чувств и переживаний, на «истории души человеческой».

Роман М. Ю. Лермонтова состоит из пяти повестей, каждая из которых имеет свое название, свой законченный сюжет, но все они объединены образом главного героя — Печорина.

Главный герой романа живет в тридцатые годы XIX века, в период жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после разгрома декабрьского выступления 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения. Черты характера этого поколения Лермонтов обобщил в образе Григория Александровича Печорина, пояснив, что «Герой нашего времени» — это портрет, составленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии", поколения тридцатых годов XIX века.

Печорин — дворянин-интеллигент николаевской эпохи, ее продукт и жертва в одном лице. Он получил типичное для тогдашней молодежи образование и воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено гоняться за наслаждениями и удовольствиями, которые можно было достать за деньги. Автор прибегает к любимой форме повествования — исповеди. Из журнала Печорина читатель узнает о его жизни в большом свете, о том, как он влюблялся в светских красавиц и был любим. О внешности героя мы можем судить из рассказа проезжего офицера в главе «Максим Максимыч». По своему культурному уровню рассказчик близок Печорину, что сказалось на его восприятии характера героя романа. Особое внимание в своем описании он уделяет глазам Печорина: «…они не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском… То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный…»

Возникает образ человека, много пережившего и опустошенного. Этим портретом были намечены противоречия как во внешнем, так и во внутреннем мире Печорина. Им частично приоткрылась завеса тайны характера героя, намеченная в главе «Бэла», в которой портрет героя дан глазами Максима Максимыча, для которого Печорин — загадка. Впервые в русской литературе автор дает глубокий психологический портрет своего героя. Он представлен в повести «Княжна Мери». Характер главного героя раскрывается через систему персонажей этой повести.

Однако в композиции романа отразилось стремление автора раскрыть внутренний мир героя. Кульминацией всего произведения является понимание Печориным своего предназначения в жизни за несколько часов до возможной смерти, перед дуэлью: «…зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе силы необъятные…» Но герой не может найти своего места в жизни.

Главное противоречие натуры Печорина — в способности действовать и в ничтожности действий. В этом и заключается его трагедия.

Характер героя крайне противоречив. Одной из главных его черт является, по мысли В. Г. Белинского, «рефлексия». Печорин сделал из себя объект для наблюдений, он постоянно анализирует каждый евой посту пок, мысль, чувство («Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив»). В нем как бы живут два человека: «один действует, а другой судит его поступки».

Продолжение ниже
Аватар
0

07.03.2019 оставил(а) комментарий:
Автор помещает героя в различные среды, но везде он оказывается одинок, не в силах применить свои силы, оказаться нужным кому-нибудь, найти цель в жизни.

Ему быстро наскучила светская жизнь. Он уже все испытал, все познал, всем пресытился и разочаровался. Печорин осознает, что «счастливы невежды, а слава'- удача». В этом смысле понимание жизни Печориным сродни мировоззрению лирического героя стихотворения «Дума» (1838):

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь горит в крови.

Герой пытается заняться наукой, читает книги, но ему вскоре все надоедает и становится скучно:

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным нам ум не шевелят.

Он отдает себе отчет в том, что в обществе, где он находится, он никогда не обретет себе друзей, что он так и останется непонятым:

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Герой романа признается: «Во мне душа испорчена светом». Попав на Кавказ, он надеется, что «скука не живет под чеченскими пулями». Но к свисту пуль он очень быстро привыкает. Он остается непонятым и в водяном обществе Пятигорска. А ведь герой стремится «любить весь мир», но оказывается одинок.

Положение Печорина трагично. Он действительно «лишний человек». Таковым он становится, потому что в своем развитии идет дальше большинства, развиваясь в личность, обреченную жить в «стране рабов, стране господ».

Создав образ Печорина, Лермонтов разрушил романтический идеал современника, однако поступки героя не являются показателями ни его достоинств, ни недостатков. Автор попытался объяснить читателю те причины, которые повлияли на становление характера Печорина. Всем людям, с кем сталкивает судьба героя, он приносит несчастья, нарушая нравственные законы общества. Он нигде не может найти себе места, применения своим недюжинным силам и способностям, поэтому Печорин — лишний везде, куда бы его ни бросала судьба.
Аватар
0

07.03.2019 оставил(а) комментарий:
Лишний человек – тип героя в русской литературе, который, обладая значительными талантами, не может реализовать себя нигде. Такое описание идеально подходит для Печорина. Обладая смекалкой, интеллектом и жизненной силой, он растрачивает всё это на пустые развлечения или скоротечные чувства. Имея все возможности для перерождения, для изменения, Печорин не может себя реализовать в любви – душевных сил не хватает, и он мучает Бэлу, Веру, Мери. Дружба тоже его тяготит и напоминает ему, как зеркало, что есть другие люди и каков на самом деле он. И даже служба ему надоедает – « к свисту пуль он привык». Печорин по его собственному выражению «чувствует в душе силу необъятную», но найти её достойно применение не может: только интриги да развлечения.
avatar