Какие черты романтизма сохранились в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"?


Какие черты романтизма сохранились в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 73 | Добавил: Ferst (07.03.2019) (Последнее изменение: 07.03.2019)

Всего ответов: 4

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 4
0 Люсси
07.03.2019 оставил(а) комментарий:
В романе "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова выделяются такие черты романтизма: действие происходит в экзотических условиях - на Кавказе; Печорин является в некотором смысле героем байроническим - загадочен, непонятен, одинок среди окружающих; сюжеты "Бэлы" и "Тамани" близки романтическим сюжетам; трагические развязки повестей "Бэла", "Княжна Мери", "Фаталист".
0 Тамми
07.03.2019 оставил(а) комментарий:
Одним из главных открытий М.Ю. Лермонтова является образ Печорина – главного героя романа «Герой нашего времени», который много раз в своём журнале говорит о своей двойственности. Обычно такая черта является результатом влияния среды дворян и светского воспитания. Но, скорее всего, в данном случае образ Печорина – сочетание отпечатка природного и общественного.

Значит, в изображении героя есть как реализм (влияние социума на характер), так и романтизм (влияние природы, индивидуальности)

Печорин чувствует в себе две стороны личности: мыслящую и действующую. Это и есть проявление двойственности, характерной в романтическом жанре литературы.

Герои романа и весь роман в целом имеют целью раскрытие образа главного героя – Печорина. Это тоже признак романтизма, где выделен один персонаж. Также вокруг него строится композиция произведения. Этим образом пронизан весь роман, объединённый в единое целое. Печорин изображён как уникальный человек, имеющий великий ум, стремлением к свободе, амбиции. Поэтому этого героя можно считать романтическим героем.

Но в то же время Печорин – образ, олицетворяющий дворянскую интеллигенцию начала девятнадцатого века.

Выходит, что он ещё и реалистический герой.

Печорин не лишён доброты: у Лиговских ему стало жалко Веру. Окончательное свидание с Мери захватило его настолько сильно, что он упал бы к её ногам. Григорий Александрович бросился в дом убийцы Вулича, подвергнув свою жизнь риску. Однако же в повести «Бэла» он открывается как эгоист, холодный человек. Крадёт Бэлу, не думая, что забирает её из родного дома. Такое действие можно объяснить только глубокой любовью, которой у Печорина, конечно же, нет. Ему безразличны чувства других, главное, чтоб не было скучно.

Но Лермонтов даёт читателю увидеть своего героя и с другой стороны – глазами автора. Именно в «Тамани» открывается весь духовный мир Печорина. Его привлекает свобода, которую воплощают в себе Ундина, Янко, слепой мальчик, которые живут вне закона. Однако Михаил Юрьевич не одобряет этих персонажей, как в романтизме, а показывает их реальную суть.

Во всей красе открывается характер Печорина в повести «Княжна мери». Повествование ведётся от лица героя. Нам представлено не просто события, а оценка поступков персонажа. Печорин разрушил отношения Грушницкого и Мери, после убивает его на дуэли. Пишет о заманчивости владения другим человеком, но не думает, имеет ли он на это право.

В завершающей роман главе «Фаталист» Печорин думает о вере и безбожии. Он, лишённый связи с богом, потерял основное – духовные ценности. Победив в борьбе с убийцей, наш герой впервые начинает действовать на общее благо. Так автор показывает шанс осознанных действий Печорина.

Лермонтов использует черты романтизма и реализма в романе, которые проявляются в образах персонажей, сюжетной линии, композиции, где олицетворение главной идеи романа – Печорин.

В произведении отдельные средства, характерные для романтической литературы, довольно точно подходят для использования в литературе реалистической. Так, двойственность отображает психологический портрет Печорина, как и пейзаж и портрет.
0 Pilat
07.03.2019 оставил(а) комментарий:
«Герой нашего времени» — цикл повестей, объединенных одним главным героем. Это реалистическое произведение с очень значительным влиянием романтизма. Творческий принцип этого романа сложен и до сих пор вызывает споры, потому что в нем сочетаются романтические и реалистические принципы.
События романа происходят в экзотических южных краях, где господствуют вольные природные стихии. Это Кавказ, берег моря в «Тамани» — излюбленные места действия для романтических поэм Лермонтова. Это край свободной жизни, который Лермонтов воспевал в своей романтической лирике, опираясь на детские воспоминания о Кавказе, на романтическое творчество Пушкина. Здесь все находится в гармоническом единстве с окружающей обстановкой. Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов уже не был романтически настроенным юношей, за его плечами был огромный жизненный опыт. Но это не означает, что романтизм перестал проявляться в произведениях Лермонтова. Образ Кавказа в романе не потерял своего романтического звучания и ореола.
В «Герое нашего времени» и природа, и быт Кавказа показаны через восприятие Максима Максимыча, человека трезвого, рассудительного, которому чужды романтические настроения.
Пейзаж в «Тамани» воспринимается двупланово. Он зрим, точен, реалистичен в оценках, но в нем есть и романтические мотивы — мотивы морской стихии и паруса. Печорин уподобляет себя людям, принадлежащим беспощадной и бурной стихии: «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига...»
Душа Печорина отказывается от спокойствия, вечно «просит бури», требует от мира чувств, событий, отношений, которые удовлетворяли бы романтическому максимализму. Лермонтов сближает Печорина с могущественной, величественной, экзотической природой юга, как сближал с ней своего Мцыри.
Особенности лермонтовского романтизма в «Герое нашего времени» отражают противоречие между идеальными ценностями и доступной человеку действительностью — конфликт, характерный для русского общества в эпоху, когда восстание декабристов потерпело поражение и свободолюбивые идеи преследовались властью.
Мир Печорина имеет типично романтическое расхождение на две сферы: главного героя и всего, что находится вне его и ему противостоит. Отношения между ними автор строит преимущественно в одном плане: притяжения — отталкивания, где любовь сменяется ненавистью, преклонение — насмешкой и презрением.
В повести «Бэла» романтична ситуация, в которой существует Печорин, романтичны образы горцев, окружающих героя: Бэлы, Азамата, Казбича. Все они — цельные натуры, люди одной страсти, которые в проявлениях своих чувств не знают «золотой середины».
Для Бэлы любовь — искреннее чувство, которое не поддается никакому влиянию, в отличие от Печорина, который потерял интерес к Бэле, добившись ее любви.
Для Азамата нет препятствий в достижении его цели, он может отдать все, что угодно, за коня, которого он считает самым лучшим. Азамат — исключительная личность, его чувства обостренны, он не может терпеть, когда его дразнят, ничто не может остановить его стремление к исполнению его хотя бы незначительного желания.
Характер Казбича героичен, хотя Максим Максимыч пытается представить его просто разбойником («...рожа у него была самая разбойничья»). Казбич, как и Азамат, проявляет упорство в достижении поставленной цели. Равнодушный к деньгам, он больше всего ценит свободу.

Продолжение ниже
0 Pilat
07.03.2019 оставил(а) комментарий:
В «Тамани» также романтична ситуация, в которую попадает Печорин. В начале повести события окружены какой-то тайной. Романтичен образ девушки-контрабандистки, настроение которой причудливо изменяется, она тоже окружена ореолом загадочности, в ней много жизненных сил, смелости, решительности. «Она пристально всматривалась вдаль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то снова запевала песню» — такой видит ее Печорин.
Романтичен и образ Янко, который «не боится бури». Деятельность контрабандиста всегда связана с риском для жизни. Но в конце повести Лермонтов показывает, насколько скуден внутренний мир контрабандистов: и Янко, и девушка становятся жестокими, когда дело доходит до дележа денег. Слепой мальчик получил от них только медную монетку, а старухе Янко говорит, что ей «пора умирать». В «Тамани» романтизм сочетается и сливается с реализмом: с одной стороны, ситуация таинственна и загадочна, а с другой — все таинственные и загадочные события получают вполне правдоподобное, естественное объяснение.
Контрабандистов многое роднит с горцами: и те и другие живут легко, свободно, в отличие от Печорина. Лермонтов помещает главного героя в среду людей, образ жизни которых прямо противоположен его образу жизни, чтобы выявить пустоту и бесцельность жизни Печорина.
Ни один герой в произведении не получает столь многосторонней и индивидуализированной характеристики, как Печорин. В нем проявляются черты романтического героя. Он выражает отно-
шение Лермонтова к современному ему поколению, которое автор считал существующим без цели, бездействующим в то время, когда надо было преобразовывать общество. В значительной степени Печорин является носителем авторского мнения, хотя, конечно, нельзя считать автора и героя тождественными друг другу. Лермонтов показал в Печорине недостатки, которые он считал характерными для общества того времени. По авторскому признанию, Печорин — портрет многих людей, составленный из их пороков.
Лермонтов показывает противоречивость характера героя, которая проявляется практически во всем: в отношении Печорина к жизни, к женщинам, к знакомым. «Целая моя жизнь, — говорит сам Печорин, — была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». В романтических произведениях герой также вступает в противоречие с тем, что его окружает.
Образ Печорина романтичен еще потому, что он противопоставлен остальным людям: контрабандистам, Казбичу, Азамату. Противоречиво и его отношение к Грушницкому: с одной стороны, он был бы рад помириться с ним, а с другой — он ничего не делает, чтобы пойти ему навстречу.
Романтичен и способ выяснения отношений между Грушницким и Печориным — дуэль в горах. Лермонтов показывает напряженность ситуации, где ставка делается на жизнь.
В «Княжне Мери» перед читателем раскрывается характер Печорина, раньше овеянный таинственностью. Главный герой — человек, не имеющий определенной цели в жизни, приносящий другим только страдания. В повести Печорин убивает Грушницкого, отвергает любовь Мери, причинив ей страдания.
В княжне Мери живет свойственная юности романтическая мечтательность. Ей сначала нравился Грушницкий за то, что он носил «толстую солдатскую шинель», она видела в нем разжалованного офицера. Загадочность, странность Печорина заинтересовали ее, рассказ главного героя о том, что его не принял и не понял свет, вызвал у Мери сочувствие, вскоре перешедшее в любовь. Лермонтов противопоставляет Печорина всему «водяному обществу», показывает, что он лучше, чище Грушницкого, всех членов «водяного общества».
В «Фаталисте» Лермонтов размышляет о том, может ли человек сам определять свою судьбу, или все в жизни человека решает неведомая и неотвратимая сила. Крайности, к которым прибегают Вулич и Печорин, чтобы проверить роль самого человека в решении его судьбы, также являются романтической чертой в романе.
В целом «Герой нашего времени» — реалистический роман, в котором автор показывает жизнь своего поколения. Вообще у Лермонтова не было резкого перехода от романтизма к критическому реализму, в его творчестве оба направления развивались параллельно. Поэтому в «Герое нашего времени» присутствуют как романтические, так и реалистические черты. Вместе с тем русский романтизм исчерпал себя творчеством Лермонтова, на смену ему пришел критический реализм.
avatar