Какие черты романтизма присутствуют в лирике М.Ю. Лермонтова?


Какие черты романтизма присутствуют в лирике М.Ю. Лермонтова?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 81 | Добавил: netscout (07.03.2019) (Последнее изменение: 07.03.2019)

Всего ответов: 4

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 4
0 newsgg
07.03.2019 оставил(а) комментарий:
Разлад героя с действительностью как конфликт мечты и реальности. Неприятие лирическим героем времени, неудовлетворенность настоящим, тоска по прошлому — «Песня про купца Калашникова», стихотворение «Бородино», идеализация будущего — стихотворение «Отрывок» («На жизнь надеяться страшась»). Мотив побега как выражение идеи неприятия реальности (поэмы «Исповедь», «Беглец», «Мцыри»),

Тема неприятия собственной судьбы (стихотворения «Мое грядущее в тумане…», «Благодарность»).

Мотивы одиночества, грусти, разочарованности, изгнанничества, странствий (стихотворения «Воздушный корабль», «Листок», «Парус», «Тучи», «Выхожу один я на дорогу»). «В заключительной части стихотворений “Парус” и “Выхожу один я на дорогу” есть указание на романтический идеал поэта, которого нет в реальности. Этот идеал внутренне противоречив, подчеркнуто парадоксален: “буря” (“свобода”) — но в ней “покой”; “сон” — но волшебный, вечный, не жизнь и не смерть. <…> Этот философский идеал ставится выше простого земного “счастия”» [38].

Конфликт героя с обществом как критика современного поколения и светского мира («Дума», «Поэт», «Не верь себе», «Как часто, пестрою толпою окружен», «И скучно и грустно…»).

Противопоставление жизни земной и вечной в лирике поэта. Богоборческие мотивы. Романтическая идея оправдания высокого, страдающего зла (стихотворения «Ангел», «Земля и небо», «Небо и звезды», «Смерть», «Благодарность», «Мой демон», поэма «Демон»).

Лирический герой Лермонтова — это неординарная, титаническая личность, он активен, деятелен, готов к борьбе. Герой отрицает покой во имя подвига, действия, но ему некуда приложить свои силы. Вольнолюбивые мотивы (стихотворения «Желание», «Узник»), Свободолюбивый пафос гражданской лирики (стихотворения «Монолог», «Жалобы турка», «Прощай, немытая Россия»).

Лирический герой раскрывает авторское мироощущение.

Наличие в лирике экзотических тем, пейзажей (стихотворения «Кавказу», «Люблю я цепи синих гор», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Спор»).
0 driven
07.03.2019 оставил(а) комментарий:
М. Ю. Лермонтов — это выдающийся поэт первой половины девятнадцатого века. В своих стихах поэт описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. И, исходя из этого, хотелось бы уделить особое внимание романтической лирике в его произведениях.

Ещё в юности, Лермонтов начал систематичное занятие поэзией, отразившие увлечения романтической литературой России и Западной Европы (Дж. Г. Байрон, А. С. Пушкин и другое). Всё это сподвигло Лермонтова на написание таких романтических поэм как «Черкесы», «Измаил — бей», «Литвинки».

Наиболее известная романтическая поэма М. Ю. Лермонтова это «Демон». Эта поэма была своеобразным итогом в развитии русского романтического жанра. В «Демоне» Лермонтова нашли отражение библейский миф о свержении с небес злого духа и легенды кавказского народа, что несомненно придало сюжету поэмы иносказательный характер. Лермонтовский Демон, как это свойственно любому романтическому персонажу, осуждает человеческую сущность и сам мир в частности:

«Где нет ни истинного счастья,

Ни долговечной красоты…»

Само же отношение Демона к действительности Лермонтов высказал в двух строчках:

«И всё, что пред собой он видел,

Он презирал иль ненавидел…»

Но Демон помимо абсолютного отрицания ещё отверг и идеалы прекрасного:

«…и всё прекрасное хулил»

Всё это привело Демона к внутреннему опустошению, одиночеству и бесперспективности и именно таким герой предстаёт в самом начале поэмы.

Не менее известна так же поэма «Мцыри». В основе сюжета этой поэмы лежит традиционная романтическая ситуация — бегство из неволи. Эта тема очень часто проходит через всё творчество М. Ю. Лермонтова. Свобода для Мцыри — высшее благо, главная ценность жизни, ее смысл. Время, проведенное в монастыре, он считает лишь подобием жизни. Три дня воли стали истинной, единственно возможной для свободолюбивой, волевой личности жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле?

Жил — и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили герою узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, проведенные в отцовском доме:

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул…

Эти, и многие другие поэмы определили М. Ю. Лермонтова на начальных этапах его творчества как поэта — романтика.

В творчестве Лермонтова романтическая лирика достигла своего наивысшего развития. В его ранних стихах выражено весьма глубокое восприятие индивидуальности человека, его внутреннего мира. Человек и мир — вот то, что прежде всего волновало молодого поэта. Его живое внимание к чувствам и переживаниям личности мы видим в его произведениях. Поэзия М. Ю. Лермонтова удивительно созвучна нашему времени: она мятежна и беспокойна, а потому всегда будет волновать сердца людей.
0 AlaEva
07.03.2019 оставил(а) комментарий:
В ранней поэзии Лермонтов ярко воплотил принципы романтизма. Основные темы юношеских стихов Лермонтова: природа, дружба, любовь, взаимоотношения людей, социально-политическая борьба, жизнь и смерть, человек и мироздание. Среди них не без влияния отечественной (Пушкин, Баратынский, Веневитинов) и западноевропейской (Шиллер, Байрон, Т. Мур, Гете, Гейне) литературы особо важное значение приобретает философское осознание бытия, места и роли в нем человека:

Пугает сердце этот звук,

И возвещает он для нас

Конец земных недолгих мук,

Но чаще новых первый час…

В раздумьях о жизни, полной страданий и мук, лирический герой приходит к скорбным суждениям о ее скоротечности.

В полном соответствии с романтическим пафосом Лермонтов рисует идеализированный образ Наполеона, «дивного героя», стоящего выше и похвал, и славы, и людей, павшего «жертвой вероломства и рока прихоти слепой»:

Где бьет волна о брег высокий,

Где дикий памятник небрежно положен,

В сырой земле и в яме неглубокой –

Там спит герой, друзья! - Наполеон!..

Русский поэт воспел подвиг своих соотечественников в борьбе с французами. Тем не менее в таинственном и властном Наполеоне видел он могучую силу духа:

Хоть побежденный, но герой!

В ранней поэзии Лермонтова принципы романтизма воплотились прежде всего в характере лирического героя -одинокого, мятежного, не принимающего действительности, ищущего единения с вольной природной стихией, отдающегося предельно сильным чувствам:

Корабль умчит меня от ней

В безвестную страну,

И повторит волна морей:

Люблю, люблю одну.

В 1830-1831 годах поэзия Лермонтова формировалась под впечатлением французской революции и непрерывно вспыхивавших в России в связи с холерой и чумой крестьянских восстаний. Она проникнута ожиданием народной революции:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь…

Продолжение ниже
0 AlaEva
07.03.2019 оставил(а) комментарий:
В стихотворении «Парус» мы видим подлинно романтический пейзаж: вольная морская стихия. Он передан необыкновенно экономно, всего несколькими строчками, оставляет очень сильное впечатление простора, голубизны разных оттенков, солнечности движения, даже звуков. Состояния природы, волнующие сами по себе, призваны донести важные оттенки авторской мысли:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Стихотворение глубоко аллегорично, в нем чувствуется значимый подтекст. Поэт восстает против бесцельной, бездумной жизни, на которую обречено его поколение. Он отказывается от того счастья, которое предлагает ему жизнь, он готов бороться с бурей за будущее своей страны и народа.

Сознание своей исключительности в мире, где блаженствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества.

Этот устойчивый в романтической лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, посвященных природе, Но это совершенно особенная природа: в ней все подчинено тем же законам, которые мы видим в человеческом мире. Разыгрываются те же драмы, что и среди людей. «Тихонько плачет» покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок романтическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторвавшийся от «ветки родимой», никому не нужный, «не знающий сна и покоя». Стихотворения такого типа основаны на развернутой метафоре, олицетворении, их можно назвать аллегорическими. Даже перевод стихотворения Гейне "На севере диком…" звучит совершенно оригинально: в силу того что слова «сосна» и «пальма» в немецком языке относятся к разным грамматическим родам, а в русском языке - к одному, мотив любовного томления, определяющий тему у Гейне, у Лермонтова расширяется до мысли о вечной человеческой разобщенности.

Прием одушевления природных явлений часто встречается в лирике, и не только романтической. Но Лермонтов впервые в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. «Он был похож на вечер ясный», - пишет поэт о Демоне. В поздней лирике Лермонтова природа в основном является спокойной, умиротворенной. Она воплощает совершенство, гармонию. Особенно часто это небо и звезды. Гармония природы может быть противопоставлена дисгармонии в душе человека:

В небесах торжественно и чудно,

Спит земля в сиянье голубом.

Что же мне так больно и так трудно?..

Природа можем таить опасность, казаться враждебной человеку, как это происходит в поэме «Мцыри»: «И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота», героя "палит огонь безжалостного дня".

Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: «О, я как брат, обняться с бурей был бы рад», «глазами тучи я следил, рукою молнии ловил».

Мы видим, что природа для поэта - это прекрасный «божий сад». Лишь она может убаюкать душу, помогает забыться, примириться с жизнью.

Конечно, поэту-романтику ближе всего вершины величественных гор, высокие, недоступные звезды, космические глубины, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, он любит и «росой обрызганный душистой» ландыш, и «малиновую сливу под сенью сладостной зеленого листка,, и «холодный ключ», играющий в овраге. Мир предстает гармоничным и справедливым, когда земля и небо, душа и вселенная едины.

Лермонтов - последний представитель революционно-дворянского романтизма и создатель социально-психологического течения критического реализма. А. В. Луначарский, характеризуя сущность творчества Лермонтова, сказал: «Лермонтов являлся последним и глубоко искренним эхом декабристских настроений». Именно поэтому он стал продолжателем лучших прогрессивных традиций предшествующей ему литературы и прежде всего творчества Пушкина.
avatar