Какие философские проблемы поставлены в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?


Какие философские проблемы поставлены в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 72 | Добавил: newsgg (07.03.2019)

Всего ответов: 5

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 5
0 driven
07.03.2019 оставил(а) комментарий:
Во-первых, это проблема взаимоотношений человека и природы. М.Ю. Лермонтов в своем романе очень много размышляет о влиянии природы на человеческую душу. И по мысли поэта, оно всегда благодатно, целительно. Раскрывая эту тему, автор использует разнообразные пейзажи. Функции их в тексте разнообразны: чаще всего они обозначают душевное состояние героя, раскрывают его личностные качества. Так, Печорин у Лермонтова тонко чувствует и любит природу, способен эстетически наслаждаться пейзажем. Все эти чувства особенно обостряются у него в ночь перед дуэлью, когда он допускает, вероятно, мысль о собственной смерти. Поэтому природа у Лермонтова — это высшее, удивительно гармоничное проявление жизни.

Затем четко обозначена в романе проблема смысла жизни. Об этом у М.Ю. Лермонтова постоянно размышляет Печорин в своем дневнике. Он считает, что у каждого человека есть свое предназначенье, однако он не смог угадать того, что предназначено именно ему. Герой М.Ю. Лермонтова искренне страдает от невозможности обретения жизненного смысла. Однако в душе Печорина нет смирения, но есть гордыня, жизнь его лишена какого бы то ни было творческого начала. Возможно, именно потому ему так трудно разобраться в себе, обрести смысл существования. Автор не пытается судить своего героя, но хочет быть максимально объективным, представить читателю глубинный анализ человеческой души.

Большое значение придается в романе понятиям «счастья», «дружбы», «любви». Автор раскрывает нам взгляд своего героя на эти категории. Однако Печорин понимает эти понятия искаженно. Счастье, по мысли его, — это «насыщенная гордость». Дружбы не существует, т.к. из двух друзей один «всегда раб другого». От любви Печорин пытается уйти, считает, что он к любви не способен. Но, несмотря на это, влюбляется в княжну Мери, испытывает глубокую привязанность к Вере.

Важнейшая философская проблема романа — это проблема рока, судьбы и свободной воли человека. Этой проблематике посвящена последняя повесть, завершающая роман, — «Фаталист». На примере истории Вулича мы видим значимость судьбы, рока, довлеющего над человеком. Но Печорин, обезоружив убийцу Вулича, здесь на собственном примере утверждает значимость личностной воли человека. Эта философская повесть имеет большое идейно-композиционное значение. Заканчивая роман на этой ноте, М.Ю. Лермонтов придает ему жизнеутверждающее, оптимистическое звучание (герой, умерший по дороге из Персии, здесь побеждает саму судьбу). Вместе с тем здесь есть подспудный авторский мотив — призыв человека к активной, деятельной жизни.
0 AlaEva
07.03.2019 оставил(а) комментарий:
“Герой нашего времени” — первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В нём органически сочетаются социально-психологическая проблематика и нравственно-философская, острый сюжет и беспощадный самоанализ героя, философские размышления и необычные эксперименты героя; его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека.

Основные проблемы, которые поднимает автор: проблема смысла жизни, проблема предопределения человеческой судьбы и свободы выбора, проблема современного автору поколения, «скитающегося по земле без убеждений и гордости», проблема общественного и личного долга, проблема дружбы и любви и многие другие.
Недовольство окружающей действительностью, чувство лицемерия и безвольности высшего света, а также внутренняя замкнутость, глубокий пессимизм и разочарование делают Печорина глубоко несчастным. Герой, в поисках душевной свободы, попадает на Кавказ, но и там, ставя перед собой коренные философские вопросы, скрупулезно исследуя свою личность, не находит счастья и душевной гармонии. Герой разочарован в современном мире и в своем поколении: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Состояние апатии, хандры делают Печорина одиноким.

Неизбежная скука порождает неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, не приносили счастья. Часто Печорин манипулировал чувствами других, не думая о том, что причиняет им боль. Так произошло с Бэлой и с княжной Мери. Эта участь коснулась и Веры, единственной женщины, которая по-настоящему любила и понимала его.

В чем же причина жизненной неприкаянности героя? Он не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Печорин не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, бежит от ответственности. Что герою остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Григорий Александрович погибает. Тем самым Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.

Его жизнь - “ровный путь без цели, за которым последует закономерная смерть. Неудовлетворенность жизнью заставляет его искать этой смерти. Это чувство неудовлетворенности своей судьбой было присуще всему поколению”. Печорин говорит о своей судьбе: “Я был готов любить весь мир, - меня никто не любил, я выучился ненавидеть”. Сама жизнь убила в нем любовь, стерев грань между добром и злом, Печорин не признает ни христианских добродетелей, ни нравственных устоев общества.

Через весь роман лейтмотивом проходит проблема судьбы. Пусть рок, играя с его жизнью, ломает планы героя, но, по убеждению Печорина, человек никогда не должен изменять себе. И смысл жизни этот герой видит в противоборстве фатуму, в борьбе с ним. Отсюда вытекает и отношение Печорина к окружающим людям. Они для него – всего лишь пешки в опасной игре с судьбой. Поэтому герой так равнодушен и холоден к чужим страданиям и слезам.
В Печорине отразилась характерная черта жизни общества 30-ых годов 19 века – развитие общественного и личностного самосознания. Впервые в русской литературе, герой сам пытается понять причины своего несчастья, своей отличности от других.

И если философия – это искусство, то творчество Лермонтова – философия, размышления, опыт, которым он поделился с читателями.
0 Re-van
07.03.2019 оставил(а) комментарий:
В «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтов поднимает целый ряд философских и нравственных вопросов. Во-первых, в романе показана проблема взаимодействия человека с природой. Автор показывает естественную среду добрым и благодатным началом, целительным для измученной души Печорина.

Герой тонко чувствует и понимает природу, однако он - человек «цивилизации» и явно противопоставлен «естественным» горцам – Азамату, Бэле, ундине, контрабандистам и др.

Вместе с тем именно созерцание природных картин часто наводит Печорина на философские рассуждения.

Остро звучит в романе проблема поиска смысла жизни. Неприкаянный лермонтовский герой мучительно ищет ответ на извечный вопрос, пытается угадать собственное предназначение. Он обладает твердой волей и стремится к активной жизни, поскольку недоволен бесцельным существованием. Но его попытки окунуться в полноту жизни оборачиваются разрушением судеб окружающих людей. Не найдя идеала, Печорин вопрошает себя: «Для какой цели я родился?..». Он отбросил романтические иллюзии, вынужденно бездействует либо от скуки растрачивает силы на недостойные поступки.

Автор большое значение придает понятиям счастья, любви и дружбы.

Но его Печорин полон скепсиса и понимает их искаженно. Счастьем для него является «насыщенная гордость». Радости и страдания окружающих эгоистичная натура воспринимает лишь через призму отношений к себе, которые подпитывают душевные силы. Любовь и дружба, по мнению Печорина, утратили ценность: в дружеских привязанностях «один всегда раб другого», а любовные отношения – лишь удовлетворение честолюбия. Естественные чувства стали недоступными для героя из-за его же мировоззрения. Он не готов впустить другого человека в свой внутренний мир.

Весь роман проникнут основным философским вопросом – проблемой рока и свободной воли личности. Особенно ярко он показан в завершающей части, озаглавленной «Фаталист». Историей с Вуличем Лермонтов показывает значимость довлеющего над человеком рока. В то же время обезоруживший убийцу Печорин утверждает значимость личностной воли, опровергая предопределение.

Философская повесть наполнена идейно композиционным значением. В финале Лермонтов придает роману жизнеутверждающее звучание. Писатель призывает к активной и деятельной жизни, заставляет нас размышлять над собственным предназначением. И в этом выражена его авторская и гражданская позиция.
0 netscout
07.03.2019 оставил(а) комментарий:
"Герой нашего времени" - первый крупный социально-психологический роман в русской литературе. Здесь философские вопросы решаются применительно к главному герою - Печорину Григорию Александровичу.

Главные проблемы романа: смысл жизни, предопределение судьбы и свободы выбора.

Недовольство действительностью, чувство безвольности в высшем свете, усталость от жизни приводят к разочарованию Печорина, делая его несчастным.

Герой разочаровывается в дружбе, любви и самой жизни, сделавшись "умной ненужностью". Григорий Александрович пытается найти деятельность, достойную его "необъятных сил", но не находит её и тратит свои богатые силы на недостойные действия: разрушает жизнь "честных" контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви княжны Мери и отказывается от неё, убивает Грушницкого. Недовольный свои бесцельным существованием,

Печорин беспощадно выставляет наружу собственные слабости и пороки (в дневнике и записках) в повести "Княжна Мери" и "Фаталист", а также является самым строгим судьёй самого себя. Герой занимается самоанализом, пытаясь понять причины своего несчастья, отличия от других.

В конце романа (в повести "Фаталист") широко раскрывается проблема судьбы; поставлен вопрос: существует ли она и в какой мере влияет на жизнь человека. Для того, чтобы выяснить это, герой ставит эксперимент, в результате которого мы можем сделать вывод о существовании судьбы. Однако он не хочет принять то, что его судьба уже решена. Печорин пытается доказать, что это не так. Без оружия он берётся усмирить казака, и ему это удаётся.

Таким образом, мы видим нерешённость вопроса судьбы, поэтому каждый читатель формирует своё личное мнение по этому поводу.

Авторская позиция - призыв людей к активной деятельной жизни.
0 Biz-ledy
08.03.2019 оставил(а) комментарий:
В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» по­ставлены различные философские вопросы.

Во-первых, проблема взаимодействия человека и природы. Как всегда, у Лермонтова природа здесь — доброе, благо­датное начало, она целительна для измученной души героя. Печорин в романе способен тонко чувствовать и понимать природу. Вспомним, как он восхищается летним утром перед дуэлью. С любовью описывает он в своем дневнике пейзаж, открывающийся из окон его квартиры в Пятигорске.

Вместе с тем герой является человеком «культуры», «циви­лизации», и в этом смысле он противопоставлен «естествен­ным» людям — горцам, Бэле, Азамату; контрабандистам и ун­дине. Таким образом, автор освещает этот конфликт в тради­ционном литературном русле.

Другая проблема, остро звучащая в романе, — проблема смысла жизни. Печорин у Лермонтова мучительно пытается угадать собственное предназначение. Человек сильной воли и больших возможностей, он стремится к активной жизни. Недовольный своим бесцельным существованием, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, он спрашивает: «За­чем я жил? Для какой цели я родился?… А, верно, она суще­ствовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал назна­ченья, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодар­ных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни». «Рожденный для высокой цели», он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на по­ступки, недостойные настоящего человека. Вместо активной, осмысленной деятельности Печорин занят светскими интри­гами.

Большое значение придается в романе понятиям «счастье», «дружба», «любовь». Автор раскрывает нам взгляд своего ге­роя на эти категории. Однако Печорин понимает эти понятия искаженно. Счастье, по мысли его, — это «насыщенная гор­дость». Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душев­ные силы. Жить Печорину «скучно и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него осталось только два убеждения: рождение — несчастье, и смерть неизбежна. Чувство любви и потребность в дружбе в представлении Печорина давно уже потеряли свою ценность. «Из двух друзей один всегда раб дру­гого», — считает он. Любовь для героя — удовлетворенное че­столюбие, «сладкая пища… гордости». «Возбуждать к себе чув­ство любви, преданности и страха — не есть ли первый при­знак и торжество власти?» — пишет Печорин в своем дневни­ке. Так, простые человеческие чувства и отношения — любовь, дружба — оказываются для героя недоступными.

Многие философские проблемы освещаются автором в дневнике Печорина. Лермонтов использует здесь эпитеты («необъятное наслаждение», «сладкая пища», «бешеных по­рывов»), метафоры («душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет», «мое сердце превращается в камень»), риторические вопросы («Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?»).

Важнейшая философская проблема романа — это пробле­ма рока, судьбы и свободной воли человека. Этой теме посвя­щена повесть, завершающая роман, — «Фаталист». На при­мере истории Вулича мы видим значимость судьбы, рока, дов­леющего над человеком. Но Печорин, обезоружив убийцу Ву­лича, здесь на собственном примере утверждает значимость личностной воли человека.

Эта философская повесть имеет большое идейно-компози­ционное значение. Заканчивая роман на этой ноте, М.Ю. Лер­монтов придает ему жизнеутверждающее, оптимистическое звучание (герой, умерший по дороге из Персии, здесь побеж­дает саму судьбу). Вместе с тем здесь есть подспудный автор­ский мотив — призыв человека к активной, деятельной жиз­ни. И в этом — авторская позиция М.Ю. Лермонтова.
avatar