Анализ стихотворения С.А. Есенина «Клён ты мой опавший»


Анализ стихотворения С.А. Есенина «Клён ты мой опавший».
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 61 | Добавил: Biz-ledy (06.03.2019) (Изменено: 06.03.2019)

Всего ответов: 6

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 6
0 V_V
06.03.2019 оставил(а) комментарий:
Стихотворение С.А. Есенина «Клён ты мой опавший» яв­ляется примером пейзажной лирики. В центре произведе­ния — образ клёна, который олицетворяет живого мятущегося человека. Олицетворение — основной приём в стихотворении, позволяющий нарисовать пейзаж души, картину переживаний человека, который жаждет любви.

Он находится в поисках счастливой встречи с той единствен­ной, которая могла быть послана ему судьбой.

Описание этих поисков «клёном» является главной темой стихотворения.

А проблема есенинского произведения в том, что судьбы лирического героя и описанного клёна схожи: в отношениях со встреченными «соснами» и «вербами» торжествует страсть, но не подлинное любовное чувство.

Силы души растрачены на временные порывы, вот почему он и «опавший», и «заледенелый».

И только в пьяном угаре он видит себя «вовсю зелёным».

Строфика стиха: четверостишие с перекрёстной рифмой.

Рифмы женские, с ударением на предпоследнем слоге в конце строки.

Размер — хорей.

В стихотворении яркие изобразительные средства: эпитеты («клён заледенелый», «метель белая»), определения («дружная попойка», «пьяный сторож»).
0 buzz
06.03.2019 оставил(а) комментарий:
Стихотворение «Клен ты мой опавший…» было написано С.А. Есениным в 1925 году, в период, когда он находился в пси­хиатрической клинике I Московского университета. Он лежал там по настоянию близких, скрывался от возможного ареста. Поэту была предоставлена большая, светлая комната на втором этаже, с окнами в сад. Под окнами рос клен. Очевидно, он и вдохновил Есенина на создание стихотворения. Впервые оно было опубликовано в 1926 году в ленинградской «Красной газе­те» и в журнале «Красная нива».

Стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, с элементами пейзажа, размышления о себе и о жизни. Оно бук­вально завораживает нас глубочайшим лиризмом, исповедаль­ными, грустными интонациями, искренностью чувств. Созда­ется впечатление, что лирический герой делится с нами самым сокровенным. Разговорные интонации переданы соответствую­щей лексикой, поэт использует просторечия («чтой-то», «нын­че», «одуревши в доску»). За природными образами угадываются

размышления о жизни. Мы наблюдаем здесь полное взаимо­проникновение человеческого и природного миров. Обращаясь к клену, поэт использует прием олицетворения:

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

И наоборот, лирический герой сравнивает себя с кленом, но только «не опавшим, а вовсю зеленым». Этот образ зеленого кле­на, воспоминания о теплом лете воплощают мечту героя о той гармонии, которой нет в жизни.

Композиционно мы можем выделить в произведении две ус­ловные части. Первая часть — это обращение героя к образу кле­на, своеобразный разговор с ним. Вторая часть — это размышле­ние о себе и своей жизни. Композиция стихотворения основана на уподоблении образа человека образу клена.

Стихотворение написано шестистопным хореем, поэт ис­пользует двусложную рифму с ударением на первом слоге. Му­зыкальность и эмоциональная выразительность стихотворения обусловлены использованием средств художественной вырази­тельности: эпитетов («клен заледенелый», «под метелью белой»), сравнений («как жену чужую, обнимал березку»), инверсий («сам себе казался я таким же кленом»), аллитераций («там вон встре­тил вербу»), ассонансов («Утонул в сугробе, приморозил ногу»). Произведение связано с традициями фольклора. На эти стихи создан прекрасный романс, музыка к которому была написана неизвестным композитором. Также музыку к нему писали Д.С. Васильев-Буглай, А.Н. Покровский, В. Н. Липатов.
0 Oleg74
06.03.2019 оставил(а) комментарий:
Сергей Есенин редко ставил на рукописях даты, а на этом поставил: 28 ноября 1925 года. За месяц до своей трагической гибели. В этот день он находился в клинике нервнобольных, куда госпитализировался по собственному желанию и с единственной целью: скрыться от судебного преследования.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой.

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

Это стихотворение о сельской природе, одиноком клене, потерявшемся в снежной равнине, о подвыпившем поэте, который не может дойти до дома. Большей частью стихи Есенина автобиографичны. Обращаюсь в Гидрометеоцентр, где больше века регистрируется погода в Москве. Прошу дать справку о погоде 26, 27, 28 ноября 1925 года. Ответ пришел, словно списан со стихотворения: в городе лежал снег, дула низовая метель. было холодно и зябко.

Теперь я не сомневался в своей версии. Разыскиваю клинику. Узнав о цели визита, работники клиники встретили удивительно приветливо. Здесь помнят, что в отдельной палате на втором этаже лечился великий поэт. Здесь лечились и другие выдающиеся личности. 28 ноября сюда приходили арестовывать поэта чекисты, профессор Ганушкин, земляк и почитатель таланта Есенина, не выдал его. Знал ли об этом поэт? Откуда же появились такие грустные строки? Поднимаюсь в бывшую палату Есенина. Выглядываю в окно. Вот он, столетний клен, ровесник Есенина, чуть отступивший с больничной дорожки и утонувший в сугробе. И сторож был, он с деревянной колотушкой охранял покой больных.

Мне показалось, что я сейчас увижу поэта в накинутом на плечи меховом пальто. У поэта перехватывает дыхание, он видит вцепившийся в ветку последний позолоченный лист клена, который яростно пытается оторвать ледяной ветер. Он не может сдержать слез: "Клен ты мой опавший. " Нет, он еще поборется, он живет на своей родине, правда будет на его стороне! Все его враги и преследователи – враги его народа! Но. через месяц поэта не стало.

Незадолго до своей трагической гибели великий поэт горько говорил:

– Вот я сжигаю себя, пишу стихи, а что мне от этого достанется?

Сергею Есенина досталось самое дорогое, о чем только может мечтать человек: любовь народа. Выше этой награды ничего нет.
0 Forget
06.03.2019 оставил(а) комментарий:
Сергей Есенин один из наиболее мелодичных поэтов. Многие его стихотворения были переложены на музыку. Наиболее известное из всех «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…». Многие именитые композиторы пытались воссоздать тонкую лирику этого стихотворения, но наиболее удачным остается вариант неизвестного композитора, который смог почувствовать интимную мощь этого произведения.

Есенин писал это стихотворение в трудный для себя период. Он лежал в психиатрической клинике в Москве, где его прятали от возможного ареста. Из окон его палаты на втором этаже был виден клен, по-видимому, именно к нему и обращался автор. Наиболее трагичным считают и то, что стихотворение написано всего за месяц перед гибелью поэта.

Стихотворение особенное по своей форме, оно состоит не из четверостиший, а из двустиший. Оно посвящено любимой теме поэта- природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. На первый план выходит олицетворение. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним. Стихотворение написано хореем, рифма парная. Риторические вопросы к клену говорят о крайней степени потерянности лирического героя. Он пытается понять кто он, что сделал в этой жизни? Автор приходит к выводу о бесполезности существования, ведь он всю жизнь считал себя «вовсю зеленым», а на самом деле он давно «опавший».

Эмоциональность стихотворения подтверждается восклицательным междометием ах. Также используются устаревшие слова и просторечия: чтой-то, нынче, до дома. В стихотворении много глаголов и перечислении, что говорит о повышенной динамике событий. Большое количество деепричастных оборотов: нагнувшись, выйдя на дорогу, утратив скромность, одуревши в доску. Кроме скрытых сравнений в произведении есть и явное: как жену чужую

Лирический герой понимает всю тщетность попыток понять для чего он пришел в этот мир. Его мучает вопрос, почему он растрачивает отведенное ему время впустую. Герой только недавно понял, что его сердце «заледенело», как и клен зимой. Он пытается найти выход, но не видит его, ведь долгие годы не понимал, что ему нужно.

Из анализа стихотворения видно, что Сергей Есенин, также как и его лирический герой, запутался в своих чувствах и поступках. Но несмотря на пронзающую грусть это произведение нашло множество почитателей и до сих пор трогает сердца людей.
0 Ninaarc
06.03.2019 оставил(а) комментарий:
Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными. Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», созданное в конце ноября 1925 года, не относится к разряду исключений. Это произведение основано на реальных фактах и имеет свою предысторию, о которой до недавнего времени ничего не было известно.

Лишь несколько лет назад исследователи жизни и творчества Есенина сопоставили дату написания этого стихотворения с теми событиями, которые происходили в жизни поэта. Оказывается, 28 ноября 1925 года, когда были написаны эти удивительные строки, ставшие впоследствии замечательным романсом, поэт покинул московскую клинику, в которой лечился от очередного запоя. И, естественно, первым же делом отправился в кабак, чтобы поправить здоровье. Когда и при каких обстоятельствах мысли Есенина сложились в поэтические строки, история умалчивает. Однако старая клиника сохранилась по сей день, и библиографам поэта даже удалось найти палату на втором этаже старинного особняка, в которой он провел несколько дней. Каково же было удивление исследователей, когда из окна, выходившего во двор, они увидели тот самый «клен заледенелый», который стоял в глубине парка и, словно «пьяный сторож, выйдя на дорогу, утонул в сугробе, приморозив ногу».

Не секрет, что Есенин в своем творчестве постоянно отождествлял растения с людьми. И если стройная березка, которую «утратив скромность» и «как жену чужую» в порыве пьяного угара обнимал поэт, ассоциируется у него с женщиной, то клен – исключительно мужской образ. Причем, для Есенина он символизирует человека в годах, которому на долю выпали непростые жизненные испытания. Примечательно, что в этом стихотворении автор и себя сравнивает с кленом, отмечая лишь, что он более молодой, еще не опавший, «а вовсю зеленый». Однако подобная параллель наталкивает на мысль, что автор испытывает глубокую душевную тоску, связанную с тем, что он разочаровался в жизни. Стремясь к славе и свободе, Есенин очень скоро осознал, что эти два понятия попросту несовместимы. Более того, в стране, которая являлась родиной поэта, обрести подлинную свободу при диктаторском коммунистическом режиме было практически невозможно. Если сопоставлять факты, то выясняется, что именно в тот момент, когда Есенин находился в клинике, его пытались арестовать. Однако профессор Петр Ганнушкин, заведовавший в то время психиатрическим отделением больницы, в которой лечился Есенин, не выдал своего кумира, заявив, что поэта в медицинском учреждении нет.

Поэтому неудивительно, что Сергей Есенин постоянно искал утешение в вине, и нисколько этого не стеснялся. Именно спиртное давало поэту иллюзию свободы и вседозволенности, хотя за эту пагубную привычку приходилось расплачиваться не только физическим здоровьем, но и душевным равновесием. На этот печальный факт Есенин намекает в своем стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», сообщая читателям с легкой грустью, что сам он «нынче чтой-то стал нестойкий» и даже не в состоянии дойти домой после «дружеской попойки». Однако не стоит расценивать признания в любви, которые поэт адресует клену, вербе и сосне, распевая им «песни под метель о лете» одним из проявлений чрезмерных возлияний. Есенин, разочаровавшись в окружающих его людях и осознавая, что фактически ходит по лезвию ножа, искал утешения и дружеского участия у природы, которой восхищался с самого детства. Именно этим можно объяснить феномен отождествления деревьев с людьми, которые заменили поэту друзей и собеседников, и за это автор был им бесконечно признателен.
0 spring
06.03.2019 оставил(а) комментарий:
Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными. Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», созданное в конце ноября 1925 года, не относится к разряду исключений. Это произведение основано на реальных фактах и имеет свою предысторию, о которой до недавнего времени ничего не было известно.

Лишь несколько лет назад исследователи жизни и творчества Есенина сопоставили дату написания этого стихотворения с теми событиями, которые происходили в жизни поэта. Оказывается, 28 ноября 1925 года, когда были написаны эти удивительные строки, ставшие впоследствии замечательным романсом, поэт покинул московскую клинику, в которой лечился от очередного запоя. И, естественно, первым же делом отправился в кабак, чтобы поправить здоровье. Когда и при каких обстоятельствах мысли Есенина сложились в поэтические строки, история умалчивает. Однако старая клиника сохранилась по сей день, и библиографам поэта даже удалось найти палату на втором этаже старинного особняка, в которой он провел несколько дней. Каково же было удивление исследователей, когда из окна, выходившего во двор, они увидели тот самый «клен заледенелый», который стоял в глубине парка и, словно «пьяный сторож, выйдя на дорогу, утонул в сугробе, приморозив ногу».

Не секрет, что Есенин в своем творчестве постоянно отождествлял растения с людьми. И если стройная березка, которую «утратив скромность» и «как жену чужую» в порыве пьяного угара обнимал поэт, ассоциируется у него с женщиной, то клен – исключительно мужской образ. Причем, для Есенина он символизирует человека в годах, которому на долю выпали непростые жизненные испытания. Примечательно, что в этом стихотворении автор и себя сравнивает с кленом, отмечая лишь, что он более молодой, еще не опавший, «а вовсю зеленый». Однако подобная параллель наталкивает на мысль, что автор испытывает глубокую душевную тоску, связанную с тем, что он разочаровался в жизни. Стремясь к славе и свободе, Есенин очень скоро осознал, что эти два понятия попросту несовместимы. Более того, в стране, которая являлась родиной поэта, обрести подлинную свободу при диктаторском коммунистическом режиме было практически невозможно. Если сопоставлять факты, то выясняется, что именно в тот момент, когда Есенин находился в клинике, его пытались арестовать. Однако профессор Петр Ганнушкин, заведовавший в то время психиатрическим отделением больницы, в которой лечился Есенин, не выдал своего кумира, заявив, что поэта в медицинском учреждении нет.

Поэтому неудивительно, что Сергей Есенин постоянно искал утешение в вине, и нисколько этого не стеснялся. Именно спиртное давало поэту иллюзию свободы и вседозволенности, хотя за эту пагубную привычку приходилось расплачиваться не только физическим здоровьем, но и душевным равновесием. На этот печальный факт Есенин намекает в своем стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», сообщая читателям с легкой грустью, что сам он «нынче чтой-то стал нестойкий» и даже не в состоянии дойти домой после «дружеской попойки». Однако не стоит расценивать признания в любви, которые поэт адресует клену, вербе и сосне, распевая им «песни под метель о лете» одним из проявлений чрезмерных возлияний. Есенин, разочаровавшись в окружающих его людях и осознавая, что фактически ходит по лезвию ножа, искал утешения и дружеского участия у природы, которой восхищался с самого детства. Именно этим можно объяснить феномен отождествления деревьев с людьми, которые заменили поэту друзей и собеседников, и за это автор был им бесконечно признателен.
avatar