Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»


Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 44 | Добавил: аgent (05.03.2019)

Всего ответов: 4

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 4
0 Biz-ledy
05.03.2019 оставил(а) комментарий:
В черновиках «Преступления и наказания» Достоевский за­мечает: «Человек не родится для счастья. Человек заслужива­ет свое счастье, и всегда страданием. Тут нет никакой неспра­ведливости, ибо жизненное знание и сознание… приобретает­ся опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе». Жертвенную душу, героиню, принявшую страдание, писатель представляет нам в романе.

Соня Мармеладова жертвует собой, становится продажной женщиной во имя спасения своей семьи. Раскольников, по­знакомившись с Соней, пытается найти что-то родственное в их судьбах. «Ты же переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это все рав­но!)». Однако в жизненной позиции героев есть существенная разница. Раскольников разрешил себе «кровь по совести». Соня же признает ценность жизни любого человека, незави­симо от его нравственных качеств. Преступление для нее не­возможно.

Если в теории Раскольникова изначально заложен вред для общества, то Соня приносит вред лишь самой себе. Если Ро­дион свободен в своем выборе между добром и злом, то Соня этой свободы лишена. Она прекрасно сознает всю мерзость своего ремесла. Думала она и о том, чтобы покончить с жиз­нью. Однако даже этого она не может себе позволить.

« — Ведь справедливее, — восклицает Раскольников, — тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!

А с ними-то что будет? — слабо спросила Соня, стра­дальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению. Раскольников странно смот­рел на нее.

Он все прочел в одном ее взгляде. Стало быть, действитель­но у нее самой была уже эта мысль. Может быть, много раз и серьезно обдумывала она в отчаянии, как бы разом покон­чить, и до того серьезно, что теперь почти и не удивилась пред­ложению его. Даже жестокости слов его не заметила… Но он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала ее, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном ее положении. Что же, что же бы могло, думал он, до сих пор останавливать реши­мость ее покончить разом? И тут он понял вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая по­лусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием о стену головою».

Д. Писарев говорит, что «Софья Семеновна также сумела бы броситься в Неву, но, бросаясь в Неву, она не могла бы выложить на стол пред Катериною Ивановною тридцать цел­ковых, в которых заключается весь смысл и все оправдание ее безнравственного поступка». Положение героини — неиз­бежный результат условий социальной жизни. Писарев заме­чает, что ни Мармеладова, ни его дочь, ни всю их семью нельзя ни винить, ни презирать. Вина за их состояние лежит не на них, а на обстоятельствах жизни, социальных условиях, ког­да человеку больше «некуда идти». Соня не имеет ни положе­ния, ни образования, ни какой-либо профессии. В семье — нищета, болезнь Катерины Ивановны, пьянство отца, плач несчастных детей. Она пытается спасти свою семью, делая маленькое, частное добро. На жизненном пути ее поддержи­вает кротость, смирение, вера в Бога.

Продолжение ниже
0 Biz-ledy
05.03.2019 оставил(а) комментарий:
Сюжет Сони Мармеладовой развивает в романе мотив блуд­ницы. В евангельской притче Христос спас блудницу от лю­дей, собиравшихся закидать ее камнями. И библейская блуд­ница оставила свое ремесло, стала святой. Таким образом, библейская героиня всегда имела свободу выбора. Соня же у Достоевского, как мы уже отмечали выше, этой свободы вы­бора лишена. Тем не менее эту героиню нельзя назвать пас­сивной. Соня — натура деятельная, активная. Профессия про­ститутки позорна, унизительна, отвратительна, но цели, ради которых она выбрала этот путь, по мысли писателя, самоотвер­женны и святы. И здесь у Достоевского по-новому звучит мотив воскресения. Всю свою прошлую жизнь героиня считает мерт­вым сном. И лишь беда, несчастья семьи заставляют ее пробу­диться. Она воскресает для новой жизни. «Я сама была Лазарь умерший, и Христос воскресил меня». В окончательном вариан­те романа этих слов нет, они были лишь в черновиках романа. Однако мотив воскресения реализуется и в образе Сони.

Вместе с тем этот образ развивает в романе библейский мотив всепрощения, христианской любви. Соня Мармеладо­ва оценивает людей по их внутренним качествам, не придавая большого значения внешности, материальному положению. Даже плохого человека, подлеца и негодяя, она не торопится осуждать, пытается понять, что стоит за этим внешним злом. В отличие от Раскольникова она не разуверилась в людях. Поведением этой героини управляет всепрощающая, самоот­верженная любовь. И спасает она не только собственную се­мью, но и Раскольникова, который не может вынести совер­шенного им убийства. И в этом, по Достоевскому, — истин­ная красота человеческого поступка, нравственная высота личности. И может быть, именно таковым было понимание счастья у этой героини. Счастье — жизнь ради своих близких. Соня постигает свое счастье путем страдания.

Итак, в образе Сони Мармеладовой Достоевский выра­зил свою веру в добро, справедливость, милосердие. Эта ге­роиня — нравственный идеал писателя.
0 V_V
05.03.2019 оставил(а) комментарий:
Соня – юная девушка в возрасте около восемнадцати лет, худенькая, голубоглазая и светловолосая. Она — дочь бывшего чиновника Мармеладова. После потери места на службе он начал беспрестанно пить, из-за чего его жена Катерина с детьми ведут нищенское существование и голодают. Девушка жертвует чистотой своего тела ради того, чтобы обеспечить пропитание семьи, однако она не винит в этом Катерину Ивановну, которая заставила ее пойти на панель, а просто смиряется со своей судьбой. Соня идет на грех ради семьи, но ей очень стыдно перед собой и перед Богом, в которого она глубоко верит. Из-за того, что она переступила нравственные законы, она стесняется находиться рядом с приличными женщинами – с матерью и сестрой Раскольникова; Соня не может даже сесть в их присутствии, боясь, что это их оскорбит. Каждый поступок кроткой и скромной девушки совершается не ради нее самой, а ради кого-то; несмотря на род своих занятий Соня предстает перед читателями как истинная христианка и праведница. В основе всех совершаемых девушкой действий лежит бесконечная, христианская любовь к ближним: из-за любви к отцу она дает ему деньги на выпивку, из-за любви к Раскольникову помогает ему очистить душу и едет с ним на каторгу.

Образ Сони Мармеладовой и ее идеи являются своеобразной противоположностью образу Родиона Раскольникова с его теорией. Девушка во всем руководствуется законом Божьим и поэтому не понимает идей молодого человека; для нее все люди – равны, и никто не может возвышаться над всеми и тем более отнимать чью-то жизнь. Именно Соне Раскольников рассказывает о совершенном преступлении, и благодаря девушке он смог раскаяться и признаться в этом и следствию. Соня готова отправиться на каторгу вместе с ним, ведь она тоже переступила библейские заповеди и считает, что должна пострадать ради очищения. “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, — говорит ей Родион Раскольников. Сокаторжники молодого человека ощутили доброту и любовь ко всему окружающему, исходящие от Сони, относящейся ко всем с уважением, и потому полюбили ее. Благодаря Соне Раскольников впоследствии смог раскаяться в своем поступке по-настоящему, обратиться к Богу и начать новую жизнь с новыми убеждениями.
0 buzz
05.03.2019 оставил(а) комментарий:
Фёдор Михайлович Достоевский, как писатель реалистической школы, изображал своих персонажей не с идеализированными характерами, а давал как положительные, так и отрицательные черты. То же самое можно сказать и о Соне Мармеладовой, главной героине романа Достоевского “Преступление и наказание”.

Соня имеет много положительных качеств: она добра, чиста душой, верит в Бога. Эта хрупкая на вид девушка, несмотря на все жизненные невзгоды, в том числе нищету семьи, пьянство и смерть отца, умудряется не потерять желание жить Она всяческим образом подрабатывала, чтобы прокормить оставшихся сиротами младших детей Мармеладова, заботилась о них, когда Катерина Ивановна ввиду своей болезности стала недееспособна.

Её непоколебимая вера помогает ей даже в самые трудные моменты оставаться верной себе и не терять надежду. Именно этому она, читая вслух Евангелие, пытается научить Раскольникова, потерянную душу, убийцу, которому стало наплевать на самого себя. Можно сказать, что Родион полностью морально не погиб только благодаря усилиям Мармеладовой. Именно она стала со временем его самым близким человеком, которой он доверил свою тайну-убийство ростовщицы. Соня почти полностью посвятила себя этому человеку, отдала ему свою любовь, и укрыла его ей, как спасительным одеялом, о котором так мечтал Демон из одноименной поэмы Лермонтова. Соня так никогда и не бросила Раскольникова, а также сподвигла его к чистосердечному признанию в полициию. Когда Родион пошел к следователю, чтобы объявить о совершенном преступлении, в первый раз он так и не смог самостоятельно этого сделать. Когда он вышел из конторы и увидел Соню, надломленную его трусливым поступком, Раскольников не выдержал и вернулся. В знак своей благодарности и верности Мармеладова последовала за любимым в ссылку в Сибирь, всячески его поддерживала, и чувство любви, возникшее в молодом человеке к ней, стало причиной полного перерождения героя.

Но есть у этой героини и обратная сторона: Соня стала заниматься проституцией, и делала она это хоть и из нужды, но всё же по собственному выбору. Получается, что Соня такая же преступница, ведь она нарушила нравственный закон. “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, - говорит ей Родион. Но есть серьезное различие в их деяниях: Родион убил 3 человек, пытаясь подтвердить свою теорию, т.е. просто так, по собственному хотению, а Соня пожертвовала собой ради спасения голодающих детей. Также можно отметить в качестве отрицательных черт излишнюю робость и покорность судьбе, отсутствие в ней духа борьбы, который так заметен в Раскольникове.

В итоге, образ Сони Мармеладовой, одной из ключевой героинь романа “Преступление и наказание”, как и полагается направлению реализма, имеет в себе положительные и отрицательные качества, которые играют важную роль для раскрытия её глубокого характера. Она является антиподом к образу Раскольникова, сравнение с которым позволяет полнее понять оба этих самобытных характера. В ней преобладают те черты, которых так не хватает Раскольникову, и благодаря этому они духовно дополняют, уравновешивают друг друга.
avatar