Главная » Вопросы » Школа » Литература

В чем главный изъян теории Раскольникова, предопределивший ее крах?
В чем главный изъян теории Раскольникова, предопределивший ее крах? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Категория: Литература | Добавил: аgent (04.03.2019)
Просмотров: 76 | Ответы: 8 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 8
0 Biz-ledy
04.03.2019 оставил(а) комментарий:
В социально-философском романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский показывает сложный путь эволюции душевного состояния главного героя. Бывший петербургский студент Родион Раскольников умен, способен и наблюдателен, но жизнь его проходит в нищете, он не может реализовать честолюбивые мечты.

Видя обездоленность и страдания маленьких людей, Раскольников размышляет о несправедливости социального устройства общества. Окружающая атмосфера наводит Родиона на мысль о создании собственной теории мироустройства.

Он делит людей на слабых «тварей дрожащих» и сильных - «право имеющих». В его понятии последним дозволено переступать моральные нормы, совершать преступления ради справедливой конструкции мира и достижения великих целей.

Эта бесчеловечная философия полностью захватила студента. Он пытается понять: к какой группе людей относится сам? Решение об убийстве старухи-процентщицы дается нелегко, ведь одно дело – расправиться с зловредным человеком в мыслях, другое – совершить «страшный суд» в реальности. Но когда преступление уже совершено, наступает черед наказания.

Карой для убийцы становится сложное психологическое осознание содеянного. Теория о спасении «униженных и оскорбленных» не сделала из него сильную личность, она лишь ухудшила сложную ситуацию, добавив к лишениям душевные муки. Раскольников понял, что ошибочно превращать догадки и самоанализ в пафосную истину.

Крах собственной теории стал для героя крахом существования. Он перешел черту и оказался отрезанным от мира и дорогих сердцу людей.

Если бы не Сонечка Мармеладова, Родин не смог бы жить с таким грузом на душе. Падшая девушка помогла герою понять смысл бытия, открыла свою «правду», заключавшуюся в искренности, вере в Бога и людей. Еще долгое время Раскольников чувствовал внутреннюю пустоту, без идеи и смысла жизнь как бы остановилась. Лишь на сибирской каторге пришло полное прозрение – Родион переродился, обратившись к традиционным христианским ценностям. Абсурдная теория, порожденная несправедливостью судьбы, побеждается светлыми сторонами жизни. Лишь вера, всепрощение, любовь и добро способны спасти человечество.

Автор донес до читателя простую, но важную истину. За каждое преступление рано или поздно наступает расплата. Смерть не является искуплением, человек должен жить для переосмысления совершенных ошибок. Благодаря глубокому анализу Достоевскому становится ясно, что не стоит повторять сложный путь Раскольникова для осознания простых истин.
0 V_V
04.03.2019 оставил(а) комментарий:
Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» изображает столкновение идеи с жизнью. По мысли писателя, жизнь всегда опровергает любую теорию, и строить жизнь согласно теории нельзя.

Раскольников, главный герой романа, охвачен своей идеей, тем, что писатель называл идеей-чувством и идеей-страстью. Идея-страсть выбивает человека из обыденной жизни, трансформирует его характер, может привести человека на каторгу. В основе этой теории лежала мысль о делении людей на две группы: «сильных», Наполеонов, Магометов, которым «все дозволено», и слабых, «тварей дрожащих», становящихся заложниками, жертвами и слепыми исполнителями чужой воли. Герой уже давно размышлял об этом, но все это до определенного времени оставалось лишь мрачной мечтой его. Но вот в грязном трактире он встречается с Мармеладовым и узнает о судьбе его семнадцатилетней дочери. Затем приходит письмо от матери, Раскольников узнает о бедствиях самых близких ему людей, о решении Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы спасти от неотвратимых несчастий мать и брата. Все нравственное чувство в молодом человеке восстает против этого: «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать! Не принимаю!».

Как неоднократно отмечали исследователи, особенность главных героев Ф.М. Достоевского в том, что они не признают умеренности в душевных движениях, нарушают все общепринятые нормы. Герои не боятся последствий чувства и мысли, но смело бросаются в них, обнаруживая при этом как титанические взлеты духа, так и трагические падения. Отсюда у писателя глубинное исследование внутренней жизни персонажей.

Идея Раскольникова не выдерживает проверки жизнью. И убийство старухи-процентщицы совершается им в основном ради проверки этой мысли (впоследствии герой признает помощь своей семье ложным мотивом преступления). Однако, совершив преступление, обернувшееся еще и убийством ни в чем не повинной Лизаветы, он почувствовал себя отчужденным от людей, стал отверженным. «Я себя убил, а не старушонку!» — признается герой в романе. Но попытка переделать в себе человеческую натуру приводит Родиона к трагическому раздвоению. Он пытается играть роль Наполеона — и одновременно сознает, что не годится для нее.

Преступление Раскольникова становится нравственным падением героя, моральной смертью его. И здесь мы можем отметить связь романа Достоевского с библейским сюжетом, с притчей о Лазаре из Евангелия от Иоанна. Сюжет этой притчи всем известен. Недалеко от Иерусалима было селение Вифания. Там жил Лазарь со своими сестрами Марфой и Марией. Однажды он заболел, и его сестры, будучи в великой скорби, пришли к Иисусу, чтобы сообщить о болезни брата. Однако Иисус ответил: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Вскоре Лазарь умер, и его похоронили в пещере, завалив вход камнем. Прошло четыре дня. Иисус пришел к Марфе и Марии и сказал, что брат их воскреснет: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет…». Иисус пошел к пещере и позвал Лазаря, и тот вышел, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». С тех пор многие иудеи, видевшие это чудо, уверовали в Христа.

Продолжение ниже
0 V_V
04.03.2019 оставил(а) комментарий:
Именно эту евангельскую притчу Соня читает Раскольникову в четвертой части романа. Сцена эта предваряет будущие события. Большой отрывок из Евангелия, рассказывающий о воскресении Лазаря, намекает читателю на возможность нравственного возрождения героя. Пока же он остается духовным мертвецом, трагически переживая чувство полной разъединенности с людьми. Глубоко исследуя процессы душевной жизни Родиона, автор использует портреты, внутренние монологи, сны, раскрывающие подсознательную жизнь героя. И в одном из этих снов старушонка и все окружающие смеются над ним. И основной смысл этой сцены — развенчание Раскольникова (М.М. Бахтин). Этот смех разом уничтожает всю важность и серьезность теории героя, исподволь подводя читателя к мысли об ее обреченности.

Поступок его подводит нас к важнейшей нравственно-философской проблематике романа. В лице Раскольникова человек вплотную подошел к той границе, за которой уже нет чувства вины, ощущения греха, мук совести, за которой не существует уже самого понятия «преступление». Герой хочет проверить нравственный закон путем логики. Но, по мысли автора, нравственный закон — это нечто не требующее никаких доказательств и никакого практического подтверждения. И любая человеческая личность самоценна, независимо от личностных качеств человека. И все люди в этом плане равны. Таким образом, Достоевский утверждает в романе идею ценности и святости человеческой личности.

Писатель не дает нам увидеть полное раскаяние своего героя, этот мотив в романе лишь намечен. И здесь Ф.М. Достоевский развивает идею искупления преступления страданием. Лишь соприкоснувшись со страданием Мармеладовых и любовью Сони, испытав муки совести, Раскольников обрел возможность будущего воскресения. Характерно, что в третьей редакции романа у писателя появилась запись: «Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастье, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненные знание и сознание приобретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе». Таким образом, главный изъян теории Раскольникова в том, что он хотел обосновать моральный закон, нечто, не требующее никаких доказательств и обоснований. И поэтому жизнь полностью опровергла ее.
0 buzz
04.03.2019 оставил(а) комментарий:
Родион Раскольников оправдывает убийство старухи своей теорией, в которой утверждает, что существуют «право имеющие люди», которые движут миром, прогрессом. Во имя высокой цели они готовы идти на «разрушения настоящего во имя лучшего», легко могут переступить через моральные принципы и любые законы. Существуют и низшие, обычные, заурядные люди, которые являются «материалом» для высших. Однако эта теория терпит крах. Попытаемся найти причину.

Я считаю, что главным изъяном теории студента является выделение отдельной группы людей, имеющей особые права и привилегии, доходящие до распоряжения жизнью другого человека.

Сегодня тот факт, что жизнь любого, даже самого бесполезного для развития государства и общества, неприкосновенна, является неоспоримой истинной. Идя к самой благой цели, сердце человека, использующего аморальные способы ее достижения, считающего себя достойнее других, становится черствым и бесчувственным. Он уже не видит в своих действиях преступления, это лишь маленький шаг на пути к большой цели. «Если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь». Эта философия разрушает человека, убивает в нем все то человеческое, что в нем есть.

Возвышая одного человека над другими людьми, мы позволяем ему вершить судьбы других, что в корне противоречит гуманистическим идеям и принципам, к которым стремится все человечество. Это показывает несостоятельность теории, показывает, что данная теория способствует регрессу общества, его разрушению.

Таким образом, мы видим, что добрая, благородная цель может легко омрачиться низким, аморальным поступком. Ни одна цель, даже самая гуманная, не может достигаться с помощью преступления и насилия. Именно этот изъян и предопределил крах теории Раскольникова.
0 Oleg74
04.03.2019 оставил(а) комментарий:
Родион Раскольников – главный герой романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Это умный, одарённый, образованный молодой человек, бедный, нищий студент, который бросил учёбу из-за отсутствия денег. Родион Раскольников совершил преступление: убил старуху-процентщицу и её сестру Лизавету. Главной причиной содеянного стала созданная Родионом странная теория, и убил он старуху не ради денег, а лишь для того, чтобы проверить свою теорию.

Раскольников – альтруист, человек, который заботится о других, совершает дела и поступки, приносящие пользу обществу, даже в ущерб самому себе.

Страшная теория появилась не из ниоткуда. Она возникла под влиянием нищеты Раскольникова, его личности, нестабильности в обществе и новых философских течений. Суть теории заключается в том, что люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных», то есть – на «тварей дрожащих» и на «право имеющих». Люди «обыкновенные» - обычные люди, или «материал», живущие по законам, «служащие для зарождения себе подобных», которые «плывут по течению». «Собственно люди» - это люди, которые двигают мир и меняют его, преступают закон и сами определяют, что можно, а что нельзя. Раскольников долго размышлял, «тварь ли он дрожащая или право имеет». В итоге Родион решается доказать себе, что он «выше» всех, убивая старуху-процентщицу ради блага общества (по его мнению).

Совершив преступление, Родион Раскольников понимает, что он обычный человек: его мучают угрызения совести.

Состояние Родиона Романовича после убийства было болезненным и слабым. Он чувствует себя слабым как физически, так и морально, не может жить с тем, что он – убийца. На самом деле, теория была утопична и неосуществима с самого начала. Крах теории Раскольникова состоит в том, что если человек сомневается, великий он или нет, то он уже не великий, а самый обычный, не способный «перешагнуть через кровь по совести», через себя. «Великие люди (к примеру, «Наполеон») не размышляют над подобными теориями и не задаются вопросами о своём величии.

Итак, Раскольников получает наказание в виде мук совести сразу же после убийства. Его теория обречена. Он понял это, глубоко страдая в течение нескольких дней. Родион Романович Раскольников не считал убийство преступлением, потому что думал, что избавляет общество от такого никчёмного и даже вредного, на его взгляд, элемента, как старушка-процентщица.
0 Forget
04.03.2019 оставил(а) комментарий:
Главным героем романа «Преступление и наказание» является Родион Романович Раскольников. Как мы знаем, он автор теории о праве сильной личности. Именно эта теория занимает центральное место в произведении. В чем ее суть?

Родион Раскольников делит людей на две группы: «твари дрожащие» и «право имеющие». По мнению героя, «право имеющие» или «сильные мира сего» - те самые великие люди, защищающие свои идеи, способные во имя цели, какой бы она ни была, перешагнуть через моральные устои, нарушить абсолютно любой закон.

Родион Раскольников считает, что именно такие личности развивают мир, ведут общество вперед, поэтому и имеют право на все.

Обыкновенных людей герой называет «тварями дрожащими». Он считает, что таковые нужны лишь для продолжения рода. Данная группа людей живет послушно, придерживается консервативных взглядов, на совершение противоречащих сложившимся устоям действий не способна.

Что же подтолкнуло Раскольникова к созданию такой теории? Свою роль сыграл Петербург. Не просто так Ф.М. Достоевский описывает город, подчеркивая преобладание желтых, серых цветов, рассказывая о бедноте, трактирах, грязных улицах. Такая атмосфера идеальна для мыслей, подобных той, что пришла в голову главному герою. Сам Раскольников беден: ходит в очень сильно истрепанной одежде, плохо питается, не имеет средств к существованию.

Все эти жизненные обстоятельства и сливаются в причину создания теории о праве сильной личности.

Однако просто теорией герой не ограничился. Дело в том, что сам Раскольников хотел проверить, относится ли он к тем самым «право имеющим», сможет ли перешагнуть через кровь. Несомненно, герой считал, что принадлежит именно к «сильным мира сего». Так и появилась мысль об убийстве старухи-процентщицы во имя идеи, во имя проверки своей теории. Но перешагнуть герой не смог.

В течение романа Раскольников проходит сложный путь осознания несовершенства своей теории. Сначала, даже испытывая мучения после убийства, он не отрекается от своих взглядов. Но постепенно все встает на свои места. На точку зрения Раскольникова влияют встречи с двойниками, говорящими о похожих теориях. Тогда герой начинает осознавать, пусть и не в полной мере, чудовищность своей теории.

Крах теории Раскольникова – закономерная концовка романа «Преступление и наказание». Герой осознает бесчеловечность, ничтожность своей теории уже на каторге. И во многом способствует этому Соня. Ключевым является сон Раскольникова, суть которого в том, что если люди начнут жить по теории, то в мире будет хаос.

Рассматривая теорию Раскольникова, следует сказать, что она обречена на гибель. Герой многое испытал, прежде чем понял это. Но ему удалось воскреснуть духовно, что и стало победой над теорией, что и привело к ее краху.
0 Ninaarc
04.03.2019 оставил(а) комментарий:
Федор Михайлович Достоевский в 1865 – 1866 годах написал филосфско-психологический роман «Преступление и наказание». В нем он описывает события, произошедшие с героем за 15 дней, его душевные страдания, поступки, которые привели его к мукам. Главный герой произведения живет в Петербурге, который показан безрадостным и «желтым». Достоевский описывает жизнь одного из представителей низшего слоя общества, Родиона Раскольникова, который посмел «покуситься» на преступление.

Какая же теория была у Раскольникова, и что привело ее к краху?

Главный герой романа Родион Раскольников вынашивает тайный замысел, который основан на его теории. Как он сам полгода назад (с момента событий в романе) написал в своей статье: «… люди разделяются вообще на два разряда: на низший … и … имеющих дар сказать новое слово … ». Родион верил в то, что можно спасти тысячи жизней, уничтожив одну. Под этой одной он подразумевал старуху-процентщицу. Раскольников считал ее тем злом, от которого следует избавить людей. Он стремился причислить себя к людям, «право имеющим», и совершил двойное убийство. Его теория предполагала отсутствие душевных мук, угрызений совести, но в жизни всё оказалось не так просто.

Убив не только старуху, но и Лизавету, Раскольников переступает через свою совесть.

После совершения преступления теория Родиона оказывается несостоятельной, так как нельзя прийти к счастью через преступление. В этом Раскольников убеждается на собственном опыте. Соня была единственным человеком, которому Раскольников признался в убийстве и который помог ему переосмыслить жизнь. Во многом благодаря ей он решил признаться в преступлении. Теория потерпела окончательный крах лишь на каторге. После сна о смертельной болезни главный герой начинает новую жизнь и встает на путь искупления греха. Соня была рядом с ним. Именно с ней Раскольников прошел свой нелегкий путь. Ее поддержка, которая поначалу вызывала только презрение, помогла ему. Он почувствовал единение с ней «… Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими? … ». Таким образом, Родион сам убеждается в ложности своей теории.

Парадокс теории Родиона Раскольникова заключается в том, что, желая всеобщего блага, он преследовал свои эгоистичные цели. Его теория с самого начала была бессмысленна, ведь не зря он восклицает: «… Я не старуху убил, а себя убил! ... ». Она доказывает, что любое преступление не может быть ничем оправдано и не останется безнаказанным.
0 spring
04.03.2019 оставил(а) комментарий:
Путь главного героя произведения «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова начался от сострадания ко всем обездоленным, униженным и оскорбленным. Героя окружает общество людей несчастных и бедных, таких же, как он. Все, что он видит вокруг себя, это страдания и несправедливость. Раскольников не может примириться с такой действительностью. Он хочет изменить мир вокруг себя. И между чередой добрых поступков, которыми он пытается хоть чем-то помочь окружающим, в его голове зарождается теория, как можно изменить положение вещей.

Когда же герой окончательно «задавлен бедностью», а на кону стоит судьба сестры, Родион решается на отчаянные меры, и теория, которая не так давно была лишь фантазией, мечтой, начинает воплощаться в жизнь.

Понимая, что ситуация требует более кардинальных мер, Раскольников решает пойти против этого неправильного мира и его несправедливости. Суть теории, возникшей в голове Раскольникова, заключается в разделении людей на «тварей дрожащих» и на людей, которые «право имеют» решать судьбу других для достижения собственных целей. Следуя своей идее, Раскольников идет на свершение преступления для улучшения положения окружающих. Он решает убить жадную старуху-процентщицу, смерть которой может сделать лучше судьбы людей, и этим отомстить ей за обездоленных.

Также герой собирался, используя деньги старухи, помочь всем несчастным, смягчить жизнь своим любимым матери и сестре, обеспечить себе независимое положение в обществе, чтобы дальше использовать это для «счастья всего человечества». И вроде бы цель выбрана действительно благая, но Раскольниковым овладевает его гордыня. Построив свою теорию, он хочет узнать, какое место отведено ему: «вошь» он или «право имеет»? И, разумеется, каждый хотел бы быть из второй категории. Когда Родион Раскольников убивает старуху, а вместе с ней и её сестру, им движет уже только желание узнать кто он, а благие цели отходят на задний план.

После убийства Раскольников теряет себя. Он узнает, что он не особенный, что ему не позволено вершить судьбы и менять мир к лучшему, что, конечно, невероятно гнетет его. Вследствие отступления от начальных благих целей из-за своих пороков он не оправдывает роль спасителя, которую хотел на себя возложить. Раскольников обманут своей же теорией. Крах его идей сопровождается крахом его личности. Чтобы заново обрести себя, герою нужно пройти путь восстановления, о чем сообщает автор в эпилоге произведения.

Теорией Раскольникова и её крахом Достоевский показал, что нельзя изменить действительность в лучшую сторону и восстановить в ней справедливость, если в основу изменений заложить убийства и возвышение одних личностей над другими.
avatar