Какой символический смысл в гоголевской повести получает заглавный образ шинели?


Какой символический смысл в гоголевской повести получает заглавный образ шинели?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 87 | Добавил: (28.02.2019) (Изменено: 28.02.2019)

Всего ответов: 5

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 5
Аватар
0

28.02.2019 оставил(а) комментарий:
В повести «Шинель» Гоголь показывает нам жизнь обиженных и обездоленных людей. Главным действующим лицом произведения является такой «маленький человек» Акакий Башмачкин. Кроме того, немало важным образом повести, с помощью которого раскрывается характер главного героя, стал образ шинели. Шинель для Акакия Акакиевича это не просто часть гардероба, это цель, для достижения которой, главный герой готов на самые различные ограничения. И день, когда портной Петрович закончил работу над шинелью, стал «торжественнейшим днем» в жизни Башмачкина.

До этого счастливого дня, Гоголь показывает нам всю тяготу жизни «маленького человека». Акакий Акакиевич не жил, он боролся за выживание. Его мизерное жалование не позволяло удовлетворить даже самых скромных потребностей. Башмачкин не решился на покупку новой шинели, если портной согласился бы подлатать старую. Шинель стала для главного героя олицетворением чего-то нового, другого в жизни «маленького человека». В тоже время, мы видим, как не много нужно человеку для счастья.

Мысли о покупке новой шинели, словно пробудили в Башмачкине, что-то человеческое. У главного героя появляется смысл в жизни – сбор средств для покупки новой вещи, а, может, новой жизни. Гоголь подмечает, что «…с лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность… Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник».

Писатель показал нам, как только мысли о новой шинели возродили главного героя повести. Возникает вопрос о том, что будет, если ему обеспечить достойное существование или дать хорошую работу?

День, когда Петрович принес готовую шинель, стал для Акакия Акакиевича самым счастливым днем в его жизни. В этот день он уже не работал, а позволил себе поваляться в постели. Мы видим главного героя переполненным эмоциями, возможно, первый раз за свои пятьдесят лет. Веселье переполняло его. Возвращаясь вечером домой, он даже смог позволить себе «побежать» за какой-то дамой.

Конечно же, Башмачкин пытается подавить в себе эти эмоции, ведь он так не привык. Но именно эти вспышки не привычных эмоций выплеснутся в конце произведения.

И вот, на следующий день Башмачкин был ограблен. Грабители отобрали новую шинель. Это стало настоящей трагедией для главного героя повести. Акакий Акакиевич остается непонятым и обиженным. Он умирает от болезни. И в этот момент его душа освобождается от постоянных унижений и насмешек. Теперь привидение Башмачкина наводит страх на жителей города. Оно срывает шинели и шубы с прохожих, не разбирая ни чина, ни звания.

Протест «маленького человека» против не справедливости общество смог вылиться только после его смерти. Немало важную роль в этом сыграла шинель, ведь она смогла пробудить в «маленьком человеке» человеческое достоинство.
Аватар
0

28.02.2019 оставил(а) комментарий:
Приступая к ответу на вопрос, отметьте, что вещный мир получает в произведениях Н. В. Гоголя важное значение. Образы-вещи определяют характер владельца, становятся важными интерьерными деталями, выра­зительными подробностями быта героев.

Укажите, что в этом смысле шинель «вечного титулярного советни­ка» превращается в невиданный по мощи символ страстей, страдания чиновника. Сначала она является среди прочего предметом насмешек со­служивцев («от неё отнимали даже благородное имя шинели и называли её капотом»). Затем превращается в объект искушения и одновременно становится причиной гибели. Новая шинель порождает преступление и определяет посмертное существование владельца. Украденная у значи­тельного лица, она успокаивает призрак Башмачкина навсегда.

Подчеркните, что в образе-символе шинели одновременно воплоща­ется ничтожность и убожество переписчика бумаг и в то же время глубина страданий «маленького человека». Идея новой шинели замещает настоя­щую жизнь, вещь превращается почти в супругу героя (согласно концеп­ции А. Белого).

Аргументируя ответ, вспомните, как с момента швейного заказа Пет­ровичу Акакий Акакиевич становится одержим идеей будущей шинели: «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился…» Он пребывает в праздничном расположении чувств, предощущая самое большое в своей жизни торжество. После осу­ществления мечты и обретения долгожданной «подруги жизни» герой Гоголя даже позволяет себе немного посибаритствовать. С готовностью Башмачкин откликается на приглашение знакомого чиновника отметить двойной праздник. Пытается уйти раньше, но остаётся, чтобы выпить шампанского. Покидая званый обед, Акакий Акакиевич с неудоволь­ствием замечает, что его шинель — виновница веселья — лежит на полу. И, наконец, приближается роковое происшествие — кража шинели в тём­ном переулке. Отнявший её мужик мистически восклицает: «А шинель-то моя!»

В качестве вывода напишите, что «вечный титулярный советник» так и не сможет пережить потерю шинели. Сослуживцы попытаются, как и в реальной истории об украденном ружье (основа гоголевского сюжета), собрать деньги для Башмачкина, но ничего не получится.
Аватар
0

28.02.2019 оставил(а) комментарий:
Основным героем произведения Николая Гоголя является Акакий Башмачников, который в гоголевской повести унижен, у него нет никаких радостей в жизни. В раскрытии образа Акакия Акакиевич важную роль играет шинель, которая в сюжете является не просто вещью или каким-то предметом. Шинель у главного героя — это его цель, ради которой он готов на многое. Например, на то, чтобы ограничивать себя во всем, урезать в каких-либо средствах. И когда он получает от портного Петровича новую и необычную для него шинель, которая была сшита по его же заказу, то в простой и безрадостной жизни персонажа наступает лучший, счастливый и торжественный день.

Приобретение вот такой простой новой на все деньги героя сшитой шинели для него становится новым смыслом жизни. А описание того, как он смотрит на нее, бережно и аккуратно берет в руки, как бы предваряет описание и всей его жизни. Трагедия одного «маленького человека» показана автором в условиях крупного города, который просто давит на него. В своей небольшой по объему повести Николай Гоголь показывает, как его герой пытается бороться. Он борется, прежде всего, за свое существование, но ему приходится терпеть лишения, неудовлетворенность жизни, так как ему очень хочется иметь новую шинель.

Целыми днями в своем департаменте гоголевский герой Башмачников работает с утра до ночи, но не может себе ничего позволить. Поэтому-то шинель, которую он шьет у портного для себя, оказывается его самой главной жизненной целью. Но эта цель Акакия Акакиевича еще и показывает то, что человеку бывает для счастья нужно совсем немного.

Эта шинель дает Акакию Башмачникову силу к жизни, желание справляться со всеми трудностями. В нем начинает пробуждаться эмоции и чувства, словно Акакий Акакиевич начинает понемногу оживать. И хотя пока у него еще нет шинели, но вот эта мечта о ней пробуждает в нем желание жить. Казалось, что все теперь изменилось в жизни персонажа Акакия Башмачникова, что впереди его ждало что-то совершенно новое и неизведанное, то, что должно было принести ему огромнейшую радость. Впервые за много лет его всего существования, за которые он ничего не получал для себя, он сможет быть награжденным за все свои труды и старания. Ради новой шинели, которая ему просто была необходима, основной гоголевский персонаж готов пойти на любые жертвы.

Но герою совсем не трудно жертвовать собой, своей жизнью, потому что его поддерживала к жизни его духовное сознание, которое все время нашептывал о новой шинели. Интересно, как эта идея зарождается в голове у главного героя, и постепенно меняет его. У Акакия Башмачникова вдруг появляется характер, он сам стал общительнее и немного живее, а в поступках его пропадала нерешительность и сомнение. Он постоянно думал о своей шинели, как она будет выглядеть, какой у нее будет воротник. И порой в его голове рождались самые смелые мысли.

Продолжение ниже
Аватар
0

28.02.2019 оставил(а) комментарий:
Но мечтать о кунице на шинельный воротник для Акакия Акакиевича было, конечно же, шагом решительным, потому что на нее у него не хватило бы средств, даже если бы он ничего не покупал и ни за что не платил всю свою жизнь. Удивительно, что даже мечты о простенькой, но новой шинели так резко могут поменять человека. Иногда герой даже представлял себя, чуть ли не значительным лицом, думая о том, как будет выглядеть его шинель.

И вот наступает торжественный и радостный день для Акакия Акакиевича, когда шинель уже полностью готова. Когда он обедал, то тоже впервые в жизни засмеялся, когда сравнивал старую свою шинель с той, которая теперь была пошита для него. И впервые он дома не стал работать, а немного полежал на кровати. Такого ранее никогда с ним не случалось. Он пошел в гости, чего ранее никогда не делал, а когда проходил мимо стеклянной витрины, то увидел веселую картину и даже улыбнулся этому. В гостях он решился, чтобы выпить немного шампанского. А на обратном пути даже поспешил за какой-то дамой, но потом решил оставить эту игру.

Переломный момент наступает тогда, когда он уже лишился своей шинели и это приводит к тому, что он не только чувствует себя ограбленным, но и уничтоженным и униженным. Он начинает бредить, заболевает. Смерть освобождает главного героя от страданий и унижений. Всю свою жизнь гоголевский герой боялся. Но после смерти он сам стал наводить страх и ужас на других. Особенно не давал он проходу на мосту тем, что носил шинели, и совсем неважно было, из чего была она сшита, ведь его интересовали лица важные и значительные, перед которыми он дрожал при жизни.

Все его возмущение против той жизни, которую он провел, теперь после его смерти явно проявилось, и он стал странным призраком, который не давал спокойно ходить или проезжать по мосту. И ключевым предметом в этом становится образ шинели, которая помогла читателю в герое рассмотреть что-то живое и человеческое. Шинель — это протест «маленького человека» против такого устройства общества, который существует. Жизнь персонажа есть только в тот момент, пока ему шьют шинель и когда она оказывается у него в руках. Поэтому шинель имеет огромнейшее значение в повести Николая Гоголя. Это и материальные ценности, которые мог достигнуть главный герой, и предмет, который помогает ему жить, взглянуть на жизнь вокруг другими словами.
Аватар
0

28.02.2019 оставил(а) комментарий:
Каждый раз, когда разговор идёт о шинели, на ум обязательно приходит одноимённая повесть Н. В. Гоголя, а не роскошное пальто. Так происходит лишь потому, что Шинель стала символом. Благодаря ассоциативности образов, он позволяет автору оставлять элемент недосказанности. Литературный символ может быть признаком, предметом, или знаком, наполненным вторичным смыслом. Каким же скрытым смыслом наполнена шинель Акакия Акакиевича?

Прежде всего, стоит напомнить, каким человеком был её владелец. Маленьким и незначительным, в первую очередь, в своих глазах. Чтобы наполнить свою жизнь новым смыслом, Башмачкин упорно копил сбережения на новую шинель. В глазах общественности она считалась элементом престижа, поднимающим ваш ранг в глазах встречающих по одежде, а ведь у главного героя был самый скромный статус. Шинель не может сделать жизнь счастливее, и всё же, её владелец будет казаться состоятельным и успешным человеком. В моём понимании, именно это качество определяет образ шинели – ложную ценность, самообман. Когда шинель будет украдена на ровном месте, жестокая реальность сломает иллюзорный мир Башмачкина, а вместе с ним и его самого. Поле него останется лишь городская легенда, призрак, снимающий со всех шинели в поисках той самой, своей. Жизнь, прожжённая напрасно в погоне за ложными идеалами, уход в себя, отторжение реальности, всё это – шинель Гоголя.

Образ шинели в повести Гоголя, дно пьесы Горького и халат Обломова в совокупности представляют собой очень тонкую грань между иллюзией и реальным миром. Редкий автор позволяет своим персонажам её преступить. Несмотря на свою общеизвестность, образ не стал считаться собирательным (как в случае с Плюшкиным, к примеру), так как он не нашёл широкого применения в русской литературе. Но недаром Ф. М. Достоевский говорил, что «все мы вышли из «Шинели» Гоголя». Идея шинели воплотится в футляре Чехова и многих других знаковых явлениях русской литературы.
avatar