Борьба между добром и злом в трагедии Гёте «Фауст»


Борьба между добром и злом в трагедии Гёте «Фауст».
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 56 | Добавил: AlaEva (27.02.2019)

Всего ответов: 4

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 4
0 Re-van
27.02.2019 оставил(а) комментарий:
Проблема добра и зла, их абсолютного, трансцендентального и обыденного, земного воплощения, их взаимосвязь друг с другом и возможность перетекания одного в другое издавна волновала лучшие умы человечества. И если в Средние века добро и зло трактовалось, преимущественно, с религиозной, христианской позиции, то в эпоху Нового времени к ним стали применяться более трезвые и неоднозначные методы оценки. В своей поэтической трагедии Гёте пытается вскрыть истинную сущность двух непримиримых состояний бытия, и начинает он со знаковых для любого христианина фигур – Бога и Дьявола, носящего в трагедии имя Мефистофеля.

Уже с первых страниц произведения читатель оказывается перед вопросом: «Зачем Добру в лице Создателя нужно отдавать в руки Злу своего «верного раба» Фауста»? Авторское объяснение имеет классический христианский вид: только с помощью испытаний человеческая душа может обрести свою истинную сущность. Таким образом, вечные, незыблемые понятия Добра и Зла сходятся на единственном возможном поле битвы – душе человека. В качестве подопытного кролика автором выбирается известная полумифическая-полуреальная фигура своего времени – доктор Фауст. Уставший от научного познания, герой стремится к познанию чувственному – он хочет объять окружающий его мир во всей полноте его жизни, стать его частью, прикоснуться ко всем его проявлениям.

В своём поиске совершенной красоты и знания Фауст выходит за рамки как религиозных, так и общественных представлений о добре и зле. Он соблазняет невинную девушку, танцует с ведьмами в Вальпургиеву ночь, вызывает из преисподней духов умерших, участвует в императорских войнах и снабжает государство ничего не стоящими бумажными деньгами. При этом даже в злодеяниях Фауст по-своему прекрасен. Его одержимость жаждой познания гораздо лучше закостенелого в своих предрассудках немецкого общества, которое хочет денег – для пиршеств, здоровья – для телесных наслаждений, знаний – для всеобщего уважения, любви – для удовлетворения своих чувственных потребностей. В то время как мир живёт по законам мнимой добродетели, Фауст просто живёт, оценивая свои поступки только, когда они достигают пограничного состояния. Своей любовью к Гретхен герой наслаждается до тех пор, пока не понимает, что именно она стала причиной великого зла в жизни девушки.

Приговорённая к виселице за убийство дочери, Гретхен осуждена обществом по всем статьям: она виновна и в том, что любила, и в том, что наслаждалась своим счастьем, и в том, что родила вне брака. Фактически никто уже и не пытается разобраться, что же случилось с ребёнком. Главное, что вышедшая за рамки христианской добродетели девушка, уже сама по себе является великим злом. Когда-то осудившая нагулявшую младенца Варвару, Гретхен сама повторила её судьбу, и была осуждена окружающими, но спасена собственным желанием искупления и Богом, увидавшим её душу морально выросшей и не сдавшейся даже под влиянием высочайшего несчастья – потери любви, любимого, дочери и всей жизни. Несчастная судьба Гретхен как нельзя лучше показывает истинное лицо немецкого общества, бытовая добродетель которого на деле превращается в злобный оскал грехов – осуждения, страстолюбия, лжи. Последнее очевиднее всего проявилось в репликах дам и кавалеров при императорском дворе. Знатная публика, разгоняющая скуку представлением с духами Париса и Елены, до глубины души возмущена естественным поведением Париса, посмевшего в присутствии высоких особ подпирать голову рукой и даже спать, немного похрапывая. По мнению высокородных дам, он ведёт себя неприлично; по мнению, автора – естественно, ведь он даже не видит всех этих людей, отдалённых от него целыми веками истории.
0 netscout
27.02.2019 оставил(а) комментарий:
В этой тра­гедии поэт размышляет над вечными вопросами, развивает тему добра и зла. Гете изображает здесь конфликт, «столкно­вение различных начал на макрокосмическом («Пролог на небе») и микрокосмическом уровнях. Сталкиваются Добро и Зло, Господь и Мефистофель, а также добро и зло, «две души», живущие внутри человека». Поэт размышляет здесь об отно­сительности добра и зла. Даже в Мефистофеле, духе отрицанья, он видит «Часть той силы, что без числа Творит добро, всему желая зла». Фауст предстает в трагедии и как конкрет­ный персонаж, и как символ человечества в целом. Этот герой выходит на поиски истины. И это очень ценное качество в человеке, по мысли автора. При этом решающим моментом является здесь путь духовного развития, внутренняя работа, идущая в человеке. Личностные изменения, духовное совер­шенствование — это высший результат земного человеческо­го бытия.
0 newsgg
27.02.2019 оставил(а) комментарий:
Трагедия «Фауст» основана на старинной народной легенде о докторе Фаусте, вступившем в союз с дьяволом ради знания и власти над природой. Замысел «Фауста» созрел на гребне исторического перелома, в условиях напряженной идеологической борьбы между феодально-реакционными и прогрессивно-демократическими лагерями. Сторонники феодальной реакции, стремясь опорочить французскую революцию и предотвратить революционное движение в будущем, доказывали, что усилия людей, направленные на переустройство общества, бесплодны. Человек в их оценке - существо слабое и ничтожное, его разум бессилен познать и тем более изменить существующий мир.

Своей драмой «Фауст» Гёте включился в идеологическую борьбу против феодальной реакции. Он поднял вопрос о человеке и человеческом разуме, о смысле человеческой жизни, стремясь понять законы и перспективы развития общества, оценить возможности людей перестроить мир.

Главная проблема «Фауста» намечена в «Прологе на небесах». В споре между Мефистофелем и Господом сталкиваются две противоположные точки зрения относительно человека. Мефистофель, выражая взгляды идеологов реакции, считает, что человек - существо жалкое и слабое. Крупицы разума, которыми он владеет, не заглушили в нем животной природы, не сделали его жизнь счастливой. Устами Господа выражена точка зрения просветителей, которые верили, что человеческий разум, пройдя через многие заблуждения, может познать истину. Спор между Господом и Мефистофелем разрешается затем на примере судьбы Фауста.

Фауст - конкретная индивидуальная личность и в то же время символ человечества. Изображая трудный путь своего героя, Гете решает не только вопрос о смысле жизни отдельного человека, но и вопрос о судьбах человечества.

Фауст - это большой ученый, неутомимый искатель, возвышенная душа и дерзновенный ум, бесстрашно стремящийся к истине. Жизненный путь Фауста - это поиски смысла жизни, поиски счастья в высоком значении этих слов. Путь этот долог и тернист, наполнен трудами, тяжелыми испытаниями, утратами, разочарованиями, борьбой. В трагедии раскрываются этапы этого пути.

Сначала Фауст стремится найти смысл жизни в науке. Он посвятил ей всю свою долгую жизнь, изучил философию, право, медицину, богословие, постиг всю средневековую премудрость, но удовлетворения не нашел. Наука не открыла ему тайны природы и не дала постигнуть «мира внутреннюю связь». С горечью вынужден признаться себе Фауст и в том, что его ученые знания не принесли и пользы людям. Устами Фауста Гете критикует средневековую и современную ему официальную науку за оторванность от жизни, за схоластику и догматизм.

Продолжение ниже
0 newsgg
27.02.2019 оставил(а) комментарий:
Разочарование в науке заставило Фауста обратиться к познанию живой человеческой жизни. Путеводителем Фауста становится Мефистофель, с которым он заключает договор: Фауст готов умереть и отдать дьяволу свою душу, если с его помощью хотя бы на одно мгновение ощутит полное удовлетворение. Между Фаустом и Мефистофелем устанавливается своеобразное сотрудничество, но в то же время происходит и постоянная внутренняя борьба. Фауст ищет удовлетворения на пути к высоким целям, в то время как Мефистофель стремится пробудить в нем низменное животное начало и заставить его отдаться эгоистическим наслаждениям. Сначала Мефистофель пытается вовлечь Фауста в пьяные пирушки беспечных молодых гуляк, потом хочет опьянить его страстью к женщине, а затем толкнуть его в омут разнузданной чувственности и, наконец, ведет его в «большой свет», ко двору императора, стараясь соблазнить светской легкомысленной жизнью, славой, властью и государственными почестями. Хотя Фауст показан вполне земным человеком, способным поддаваться действию страстей, совершать ошибки и заблуждаться, все же высокое гуманное начало берет в нем верх. Как ни старается Мефистофель, ему не удается заглушить возвышенные стремления Фауста. Познавая жизнь в ее радостях и горестях, в ее светлых и мрачных сторонах, он постепенно идет к истине.

Важным этапом во внутреннем развитии Фауста, в его поисках счастья и смысла жизни является его любовь к Маргарите. Мефистофель хотел вызвать в душе Фауста эгоистическую страсть, которая подавила бы в нем гуманистическое начало. Но на деле получилось иначе. Любовь Фауста к Маргарите выливается в большое полноценное чувство, связанное с высокими духовными переживаниями. Она обогащает его душу радостью и страданием, пробуждает в нем чувство ответственности за судьбу другого человека. Гибель Маргариты -- жертвы религиозных и феодальных традиций -- раскрывает перед ним те несправедливости, ту бездну зла, которые царят в княжеской Германии, убеждает его в том, что личное счастье в условиях современного феодального строя, основанного на преступлении и насилии, невозможно. Пережитая трагедия становится толчком к новым поискам Фауста. Он видит необходимость выйти из сферы частной жизни в сферу общественного действия. Так тянется нить от 1-й части «Фауста» ко 2-й, к пятому действию, где дается решение поставленных проблем. В награду от императора Фауст получил участок земли около моря. Он развернул здесь широкое строительство: воздвиг плотины, осушил большую часть берега, построил город, который посылает свои суда за море. Вступив в борьбу с грозной стихией, Фауст представляет свою деятельность как деятельность социальную, направленную на благо людей. В мечтах он видит богатую страну, созданную на отвоеванной у океана земле, в которой будет жить счастливый, свободный и трудовой народ. И вот только теперь -- в труде, в преобразовании жизни, в служении народу -- Фауст находит глубокое удовлетворение. Пафосом созидания и социального подвига проникнут последний предсмертный монолог Фауста, в котором дается «конечный вывод мудрости земной».

Утверждая созидательный труд на благо миллионов людей как высшую цель и счастье человеческой жизни, Гете тем самым оптимистически и гуманистически решает вопрос о человеке, о человеческом разуме и его возможностях. Если идеологи реакции (а с ними и Мефистофель) считали человека слабым и ничтожным существом, ищущим «покоя и довольства», то Гете (и его Фауст) утверждает величие человека и способности его разума познать мир и активно воздействовать на него.
avatar