Какое развитие в русской литературе получил фольклорный жанр плача?


Какое развитие в русской литературе получил фольклорный жанр плача?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 96 | Добавил: (21.02.2019) (Изменено: 21.02.2019)

Всего ответов: 3

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 3
Аватар
0

21.02.2019 оставил(а) комментарий:
В начале своего рассуждения вспомните, что плач — один из древних жанров, представляющий собой лирико-драматическую импровизацию на темы скорби, печали, смерти. Был широко распространён в традици­онной русской обрядовой и бытовой народной поэзии. На истоки жанра указывает ветхозаветный «Плач Иеремии». Хорошо знаком читателям плач Ярославны из «Слова о полку Игореве». Жанр плача присутствует в «Житие Стефана Пермского» Е. Премудрого.

Разновидностью жанра плача являются причитания, темами которых становятся горестная судьба, разлука с ближними, военные поражения (литературный пример — «Проводы» Д. Бедного). В причитаниях лири­ческое начало соединяется с эпическим рассказом о событиях.

Отметьте, что переосмысление традиционного фольклорного жанра мы можем наблюдать в многочисленных литературных произведениях. Трагический XX век побудил многих лириков обратиться к древнейшему виду выражения скорби.

Аргументируя свой ответ с опорой на литературное произведение, проследите эволюцию жанра плача в поэзии А.А. Ахматовой. Уже в ран­ней её лирике звучат поминальные песни. В 1920-х гг. Ахматова отслужит тайную тризну по Н. Гумилёву («Причитание»). Интонации жалобных песен прозвучат во многих её произведениях: «И вот одна осталась я…», «А вы, мои друзья последнего призыва…».

Укажите, что идея поминовения в «Реквиеме» и сам по себе музыкаль­ный жанр католического заупокойного богослужения соединился с тра­дицией поминально-обрядового жанра. В ахматовской поэме прозвучали разные виды плача: плач-оповещение, плач при выносе гроба, при его опускании, поминальный плач. И даже колыбельная в «Реквиеме» близка плачу.

Прокомментируйте, как тема плача представлена у М. И. Цветаевой в цикле «Поэт». Известны плачи А. М. Ремизова как отражение трагизма Гражданской войны. Н.А. Клюев пишет поминальный «Плач о Есенине».

Приведите примеры из лирики военного лихолетья, в которой звучат многочисленные формы плача (например, стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату…»). А.А. Вознесенский создаёт «Плач по двум нерождённым поэмам», а в «Бобровом плаче» поднимает острую эколо­гическую проблему. Также древний жанр найдёт своё отражение в бардов­ской поэзии 1960—70-х гг. Вспомним «На реках Вавилонских…» из цикла «Русские плачи» А.А. Галича:

Что ни год — лихолетье,

Что ни враль — то Мессия!

Плачет тысячелетье По России Россия!

Используйте в рассуждении такие теоретико-литературные понятия, как традиции и новаторство, фольклор, жанр, лирика, лирическая инто­нация, бардовская поэзия.

Завершая развёрнутый ответ на вопрос, отметьте значение традиций и новаторства в области литературных жанров.
Аватар
0

21.02.2019 оставил(а) комментарий:
Плач - жанр фольклора и литературы. Его темой является смерть близкого человека (надгробный плач), любое печальное событие (в том числе и общенародное), драматическая смена жизненных обстоятельств (свадебные плачи в фольклоре, солдатские плачи, плачи-проводы в солдаты).

Плач - воспоминание. С этим жанром тесно связан стихотворный жанр элегии. Реже плач встречается в религиозной поэзии, в том числе в русских духовных стихах. За этим жанром не закреплено какой-либо определённой стихотворной формы.

Плач присутствует во всех без исключения культурах с глубокой древности до наших дней. В ряде случаев в литературе он строится на повторе одних и тех же слов по аналогии с фольклорным плачем, в русской традиции также носящим название «причитание» (причеть). Существуют также плачи-оповещания.

Есть точка зрения, согласно которой «Слово о полку Игореве» (XII в.) является «мужским плачем» по игореву войску: это синкретический жанр «плача-славы», который трансформировался в фольклорную «героическую песню» и литературную «героическую поэму». В этом смысле надгробная песнь - специфически «женский» вид плача. «Женщины оплакивают всякого покойника или покойницу. Мужчины — только мужчин, павших в бою или при особо трагических обстоятельствах. Причитания мужского цикла характерны наличием в них героико-эпических элементов; в них говорится о мужской доблести покойного, о решающих битвах и сражениях...» (Руденко М. Б. Курдская обрядовая поэзия. Похоронные причитания. М., 1982. С. 12).

В ряде национальных культур интересующий нас жанр занимает одно из фиксированных мест в жанровой иерархии. Так, во французской куртуазной поэзии плач сосуществует с канцоной (песней), альбой (утренней песней), тенцоной (спором), пасторелой (то же, что более поздняя пастораль), балладой (в рамках указанной культуры - плясовой песней), сирвентесом (строфической песней, посвящённой политическим и общественным темам). По-видимому, литературный сирвентес теснейшим образом связан с фольклорными «мужскими плачами» и является одной из первых попыток соединить фольклорную основу с требованиями литературного произведения.

Интересные случаи плача встречаются в поэзии А. А. Ахматовой. Контаминация элементов «мужского» и «женского» плача лежит в жанровой основе поэмы «Requiem», причем диалог обоих начал присутствует в соседних строфах, образуя архитектонику поэмы.
Аватар
0

21.02.2019 оставил(а) комментарий:
Плач — литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, — традиционные импровизации элегического характера, связанные, преимущественно, с похоронами, свадебными, рекрутскими и другими обрядами, неурожаем, болезнью. Жанр бытовой народной поэзии, лирико-драматическая импровизация в стихах.

Один из древнейших лирических жанров — плач являлся, преимущественно, погребальным и представлен во всех древних литературах с опорой на древнейшие фольклорные истоки.

Примеры плачей представлены в древнеегипетской литературе (например, Речение Ипувера, Повесть о красноречивом крестьянине, плачи по Осирису).

В древнейшей Ближневосточной литературе ярким образцом жанра являются шумерские «Плач об Уруинимгине» и «Плач об Уре» (около 2000 года до н. э.), плач о разрушении города Лагаш. Большинство этих текстов исполнялось во время богослужения. Жанр плача о народных бедствиях, разрушении того или иного города или храма был столь распространён в Шумере, что создание подобных плачей на шумерском языке продолжилось в вавилонской, ассирийской, персидской, эллинистической (селевкидской) эпохах.

Этот жанр схож с древнееврейским жанром кина, а, возможно, даже оказал на него влияние. Библейская «Книга Плача» (Кинот) говорит о разрушении Иерусалима в ходе вавилонского нашествия в VI веке до н. э. В еврейской религиозной и поэтической традиции плачи исполняются во время литургии.

Плач (коммос) — обязательная часть античной трагедии. Являлся важным аспектом гомеровских поэм.

«В музыкально-поэтической культуре западно-европейского Средневековья плач (лат. planctus) появился в результате тропирования отдельных жанров григорианского хорала. Таков, например, „Плач Рахили“, возникший как троп респонсория „Sub altare Dei“ (XI век). Древнейший сохранившийся образец — „Плач на смерть Карла I Великого“ (с инципитом „A solis ortu usque ad occidua“) из рукописи аббатства Сен-Марсьяль в Лиможе (X век). К XII веку относятся 6 плачей. Плач Абеляра (тексты — парафразы библейских сюжетов), записанных невмами (без точного обозначения высоты звука). В светской музыке встречается у трубадуров (провансальское planh), выражающий скорбь поэта по поводу смерти своего знатного покровителя или близкого человека („Плач“ Б. де Борна на смерть „Молодого Короля“, Fortz cauza Гаусельма Файдита, написанный на смерть короля Ричарда Львиное Сердце (1199 год)). В XII—XIII веках плач занял место среди других музыкально-поэтических жанров литургической драмы, чаще внутри театрализованного церковного действа о посещении гробницы «тремя Мариями» (лат. Visitatio sepulchri); по всей Западной Европе был распространён также «Плач блаженной Девы Марии» (лат. Planctus Beatae Virginis Mariae), который исполнялся на Страстной неделе. В позднем Средневековье тексты плачей появились и на современных европейских языках (лауда «Pianto della Madonna» на слова Якопоне да Тоди, XIII век)».

Для барокко характерны плачи («ляменты»), в которых создаются персонификации городов и земель: «Плач оскорблённой Польши» (1639), «Плач Сербии» (1763) Захарие Орфелина, стихи серба Арсения IV Йовановича Шакабенте на тему захваченного турками Белграда.

Плач известен в русской обрядовой (голошение) и бытовой народной поэзии с глубокой древности. В древнерусской литературе плач — жанр, сочетающий традиции книжного плача (восходящего к книгам Ветхого Завета) и обрядовых причитаний. Устный жанр по происхождению плач в литературе Древней Руси широко представлен в книжной обработке.

Тема борьбы с захватчиками родила жанр плача о погибели родной земли: «Слово о погибели земли Русской» (начало XIII века), «Повесть о разорении Рязани Батыем» (1237 год). Примерами плачей в древнерусской литературе являются знаменитый плач Ярославны в «Слове о полку Игореве», плач московской княгини Евдокии над телом Дмитрия Донского. В «Житии зырянского просветителя Стефана Пермского», написанном Епифанием Премудрым, есть ряд текстов, относящихся к категории плача: «Плач пермских людей», «Плач пермской церкви» и «Плач и похвала инока списующа».

Известны плачи, написанные русскими авторами XVII века, в частности анонимный «Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства» (1612) и «Плач и утешение» (1682) по поводу смерти царя Фёдора Алексеевича, написанные поэтом Сильвестром Медведевым. Техника драматизированного панегирика широко использовалась в восточнославянском барокко: «Евхаристирион» (1632) приуроченное к открытию Киево-Могилянской коллегии.

Лучшие образцы севернорусских плачей были записаны от И. А. Федосовой и Н. С. Богдановой из Заонежья.
avatar