Главная » Вопросы » Образование (школьный курс) » Литература

Что в обрисовке Фамусова позволяет говорить о неоднозначности этого образа?
«Горе от ума».

Что в обрисовке Фамусова позволяет говорить о неоднозначности этого образа? Почему именно Фамусов оказался наиболее жестоким гонителем героя?
Категория: Литература | Добавил: shurik (06.12.2017)
Просмотров: 45 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 El_Storm
06.12.2017 оставил(а) комментарий:
Все образы комедии — правдиво нарисованное личности со своими чертами характера, поведением, речью. В них отражены наиболее распространенные черты представителей современного Грибоедову общества. Московское барство отражено в образе Павла Афанасьевича Фамусова, образ которого раскрыт наиболее ярко. Уже из первых действий зритель видит двуличие этого барина. Вот он упрекает Софью за то, что она «чуть из постели прыг, С мужчиной! с молодым!» и предлагает ей как образец для поведения себя, потому что он «монашеским известен поведеньем!». Это явное лицемерие, потому что несколько минут назад он заигрывал с Лизой и был совсем не прочь завести интрижку с молоденькой служанкой — не редкость для богатых и знатных господ, каким, безусловно, является Фамусов. С его мнением считаются в кругу московской знати, он состоит в родстве со многими из московских тузов, он и сам — туз, но есть в Москве такие «лица», одно упоминание о которых приводит Фамусова в священный трепет («старички», «прямые канцлеры в отставке — по уму». «Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!»). Такая неоднозначность статуса Фамусова делает его ярким представителем старомосковского барства. Вот он с гордостью и бравадой говорит о Москве и москвичах (д. II, явл. 5). Но похвальное слово московскому укладу жизни становится его разоблачением. Заявляя о том, что «только здесь еще и дорожат дворянством», Фамусов имеет в виду не чувство достоинства, не личную честь, а родословную человека, его знатность, титул, чин. Для Фамусова и его круга дворянство — это клан, семья, в которую «не включат» даже самого умного, зато с радостью примут самого «плохонького», если у него наберется «душ тысячки две родовых». Поэтому в ответ на попытку Софьи хотя бы иносказательно, намеком сообщить отцу о своем чувстве к тому, «кто в бедности рожден», Фамусов отвечает весьма однозначно: «Кто беден, тот тебе не пара!» Он не против замужества дочери, он хотел бы видеть ее счастливой, но и счастье он понимает по-своему. Очень верно об этом говорит Лиза: «Желал бы зятя он с звездами да с чинами, И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы...» Фамусов и его окружение обладает и верует в собственную идеологию, взгляды жизнь, на книги, на ученье, на народ, на иностранцев, на службу, на цель и смысл жизни. Уверенность в том, что иного образа жизни, иных жизненных устремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влияния, просто быть не может у «умного» человека, делает Фамусова главным противником Чацкого. Как может человек «их круга», знатный, «с головой» отказаться от карьеры, от звания, от почестей и наград, отправиться в деревню, засесть читать книги, не считаться с мнением «Пульхерии Андревны», иметь собственные взгляды да еще и осмеливаться высказывать их — это Фамусов не понимает, а главное, не принимает. Он бы, может, и стерпел все речи этого «карбонари», но... Что скажет о его воспитаннике «княгиня Марья Алексевна» ? Вот чего больше всего опасается Фамусов. Поэтому он прогоняет Чацкого, да и сплетня о безумии Чацкого пришла во время. Фамусов, в угоду всем его знатным гостям, добавит, что Чацкий «По матери пошел, по Анне Алексевне; Покойница с ума сходила восемь раз», и назовет основную причину сумасшествия: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина...» Важно отметить, что Фамусов не глуп, он понимает, что приходит время, когда все, что ценно для него, рухнет, что виной этого будут Чацкие, враги его века. И, пока его власть, его сила, он гонит Чацкого, объявляя тому «страшный» приговор: «...ко всякому дверь будет заперта: Я постараюсь, я, в набат я приударю, По городу всему наделаю хлопот... В Сенат подам, министрам, государю».

Пока Чацкий одинок в своей борьбе, но и дворяне подобные Фамусову бессильны остановить стремительную поступь просвещения и новаторских идей. Сопротивление между ними только набирает обороты.
avatar