Главная » Вопросы » Образование (школьный курс) » Литература

Проанализируйте развитие конфликта в комедии «Горе от ума»
«Горе от ума».

Проанализируйте развитие конфликта в комедии. Что изменяет А. С. Грибоедов в композиции пьесы по сравнению с традиционной пятиактной классицистической комедией? Каково значение этих изменений?
Категория: Литература | Добавил: Pilat (06.12.2017)
Просмотров: 55 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 Люсси
06.12.2017 оставил(а) комментарий:
Развитие конфликта комедии «Горе от ума» представляет собой две линии, идущие параллельно и находящиеся между собой в плотной взаимосвязи. Первый конфликт — любовный, в котором девушка не глупая предпочитает недалёкого человека, а не умного. Другой конфликт — общественный, в котором этот «умный человек» вступает в противоречие «с обществом, его окружающим», где «его никто не понимает, никто простить не хочет», где «25 глупцов на одного здравомыслящего человека». В своей комедии Грибоедов нестандартно подошел к господствующему в современной ему драматургии классицистическому правилу «трех единств». Требуемое классицизмом единство времени и места (действие происходит в течение суток и только в доме Фамусова) развивается не искусственно, а мотивировано развитием сюжета и конфликта комедии. В комедии «Горе от ума» автор проецирует все свое внимание на внутренней жизни героев. Духовный мир персонажей, их мысли и эмоции именно это создаёт систему взаимоотношений героев комедии и определяют ход действия.

Кроме этого, Грибоедов сместил привычные рамки развития конфликта. Согласно канонам, первое действие пьесы представляло собой экспозицию, во втором происходила завязка конфликта, в третьем противоречия нарастали, четвертое являлось кульминацией, в пятом наступала развязка. Грибоедов оставляет всего четыре действия, объединив в первом экспозицию и завязку. Приехавший в дом Фамусова друг детства и поклонник Софьи Чацкий надеется объясниться с ней в своих чувствах и удостовериться в ее любви. Вместо этого он найдет в начале дня только холодное и равнодушное отношение, потом ненависть, а к концу суток будет объявлен сумасшедшим, в чем не последнюю роль сыграет Софья. Достаточно было одного дня, чтобы разыгралась не только личная, но и общественная драма Чацкого, обнаружилась несовместимость свободно мыслящей личности и консервативного фамусовского общества, которое пытается каждого подогнать под свои мерки. Сюжет произведения насыщен диалогами, в которых выражена вся суть противостояния Чацкого и ненавистного ему общества крепостников. В сцене бала, где Грибоедов введет большое количество персонажей, разыграется настоящее сражение с силами, намного превосходящими одинокого бунтаря Чацкого, и он будет вынужден бежать из дома Фамусова, из ненавистной ему Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». Здесь нет торжества добродетели и наказания порока. Если любовный конфликт получает развязку (Чацкий узнал, что Софья его не любит), то разрешение конфликта общественного как бы выносится за рамки произведения — в жизнь, где еще предстоит немало сражений между Чацкими и фамусовцами. Такой открытый финал произведения — отличительная черта реализма.
avatar