Главная » Вопросы » Образование (школьный курс) » Литература

Перечитаете тургеневские пейзажи еще раз. Их в рассказе несколько.

Иван Сергеевич Тургенев "Бежин луг".

Перечитаете тургеневские пейзажи еще раз. Их в рассказе несколько. Изображен июльский день от раннего утра до позднего вечера, ночь и утро следующего дня. На какие детали этих описаний вы могли бы указать как на результат тонкой наблюдательности писателя, его обостренного внимания к тому, что происходит в природе? Найдите в описаниях природы сравнения, метафоры, олицетворения. Какова их роль? Как вам кажется, автор просто наблюдает и регистрирует и то, что заметил, или он восхищается, волнуется, радуется, удивляется? Как вы думаете, присутствует ли в этих описаниях лирическое начало?
Категория: Литература | Добавил: Ninaarc (03.12.2017)
Просмотров: 100 | Ответы: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 2
0 spring
03.12.2017 оставил(а) комментарий:
И.С.Тургенев более сдержан эмоционально, он скорее зритель, чем участник процесса течения времени. Его восхищение красотами природы созерцательно, а личное присутствие - статично. Писатель видится мне в роли художника реалиста, подробно и скрупулезно передающего зрителю пейзаж во всех тонкостях и деталях.

Внимание И.С.Тургенева сконцентрировано в основном на красках неба и солнца, движении облаков (как у древнерусских писателей), земная же растительность прописана куда менее подробно.

Текст изобилует множеством определений, передающих цветовую гамму: "тускло-багровое", "светлое и приветно лучезарное", "блеск кованого серебра", "бледно-лилиовый", "золотисто-серый", "голубоватый", "алый" и т.д..

Множество сравнений дают читателю возможность абсолютно точно представить себе описываемый пейзаж: "блеск (края облака) подобен блеску кованого серебра", "облака - подобны островам", "небо - бесконечно разлившаяся река", "вечерняя звезда - бережно несомая свечка",ё "приближающаяся ночь - грозовая туча", "облака…,как дым...".

Текст оживает благодаря изобилию олицетворений ("солнце …- мирно всплывает", "вихри- круговороты -…гуляют по дорогам…", "уныло висело… небо", "звездочки… зашевелились" и т.д.); метафор ("утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем", "солнце…. мирно всплывает", "трава на дне долины…белела ровной скатертью", и т.д. ); эпитетов ("солнце…светлое и приветно лучезарное…мирно всплывает", "край… облачка засверкает змейками", "надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак", "ночная птица… пугливо нырнула в сторону", "неприятная, неподвижная сырость", "страшная бездна", и т.д.).

Писателю удивительно точно удается передать атмосферу погожего летнего дня: тепло и тишину, благостность и неподвижность. В разогретом воздухе едва различимы легкие ароматы полевых растений, но всеобъемлющи лишь тепло и красоты неба. Авторский текст подобен немому кино, где внимание зрителя приковано лишь к изображению, звуковой ряд практически полностью отсутствует.

Описание природы в исполнении И.С.Тургенева дает четкое представление о личности автора: это человек высокообразованный, тонкий, умный, влюбленный в родную русскую природу, но весьма сдержанный в проявлении своих эмоций.
0 Biz-ledy
03.12.2017 оставил(а) комментарий:
В описании утра много красочных деталей: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем»; солнце «мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман»; «верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра», «солнце не огнистое, не раскаленное..., а светлое и приветно-лучезарное».

Утренний пейзаж завершает восход солнца, когда «хлынули играющие лучи, — и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило».

Эпитеты и сравнения помогают создать лирическое описание.

В описаниях дня и вечера писателем угадывается тонкая наблюдательность, исполненная радостного удивления перед красотой мира. Это «множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями», это «легкий, бледно-лиловый...» цвет небосклона. Небо июльского дня автор видит глазами человека, знакомого с народными приметами о погоде, проверенными поколениями.

Сравнения: «подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке», «лазурны, как небо» — об облаках; «черноватые и неопределенные, как дым» — о вечерних облаках; алое сияние сравнивается с несомой свечкой, капли росы — с лучистыми алмазами, звуки колокола — с чисто и ясно обмытой утренней прохладой.

Метафоры и олицетворения: взошел месяц; склонились звезды, еще недавно высоко стоявшие на небе; звезды мигали слабым светом; запотели листья; стали раздаваться живые звуки; жидкий, ранний ветерок пошел бродить и порхать над землею; полились потоки света и т.д.

Сравнения, метафоры, олицетворения оживляют картину, помогают увидеть, что чувствовал автор в тот момент. Ведь он не просто описывает увиденное, он восхищается картинами утра, ночи. («Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи».)

Сама последовательность описаний утра, дня, вечера и ночи подготавливает читателя к пониманию причин возникновения быличек у костра и объясняет их правдоподобие.
avatar