Главная » Вопросы » Образование (школьный курс) » Литература

Какие произведения древнерусской литературы известны Вам по курсам 5, 6, 7, 8 классов?
Какие произведения древнерусской литературы известны Вам по курсам 5, 6, 7, 8 классов? Назовите героев изученных ранее произведений древнерусской литературы. Расскажите об одном из них.
Категория: Литература | Добавил: Olediva (12.10.2017)
Просмотров: 64 | Ответы: 8 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 8
0 Šøбłǻзŋ
12.10.2017 оставил(а) комментарий:
В предыдущих классах изучались отрывки из таких произведений древнерусской литературы, как «Повесть временных лет» («Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» (5-й класс), «Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе» (6-й класс), «Из похвалы князю Ярославу и книгам» (7-й класс), «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (7-й класс), «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Повесть о Шемякином суде» (8-й класс).
0 Šøбłǻзŋ
12.10.2017 оставил(а) комментарий:
«Повесть временных лет»

В древнерусской литературе летописание занимает центральное место. Развивалось оно в течение восьми веков, с XI по XVIII век.

Летописцы ни имели обычая указывать свои имена. В основном летописанием занимались монахи, специально к этому делу приставленные и прошедшие особую выучку под руководством мастеров.

Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Летописец XV века заявлял, что писать надо правду даже в том случае, если она кому- то не нравится.

В основе всего древнерусского летописания лежит «Повесть временных лет». Это древний летописный свод, составленный монахом Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года.

По своему составу летописный свод, кроме кратких погодных записей, включает различные жанры литературы той эпохи — повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, былинносказочные и легендарно-библейские сказания, а также записи устных рассказов, договоры.

В «Повесть временных лет» включены народные предания — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о белгородском киселе (под 997 г.).
0 Šøбłǻзŋ
12.10.2017 оставил(а) комментарий:
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города был только небольшой отряд воеводы Претича.

Отрок-киевлянин совершил следующий подвиг: он вышел из города и прошел через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.

Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Киева, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой отряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.

Повествование заканчивается тем, что Святослав возвращается из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое важное для человека — это мир.

Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрелами переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.

Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высокое положение: Претич — воевода, он заключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но его можно по справедливости назвать выдающимся храбрецом.

Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли.

В «Повесть временных лет» включены также народные предания — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о белгородском киселе (под 997 г.). В «Сказании о кожемяке» ремесленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов. Он совершил подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира — победил могучего печенежского воина. «Сказание о белгородском гкиселе» — история об обмане печенегов хитростью, когда они осадили Белгород и в городе был сильный голод. Тогда по совету мудрого старика остатки киселя и мёда были опущены в колодец, а после эти колодцы были показаны печенегам. Печенеги решили, что они никогда не возьмут город измором и ушли обратно в степи.

Герои этих преданий — не князья, а простые русские люди, своей личной инициативой освобождающие родную землю от врагов.
0 Šøбłǻзŋ
12.10.2017 оставил(а) комментарий:
«Из похвалы князю Ярославу и книгам»

Похвала — это особый жанр древнерусской литературы. Произведения такого жанра создавались в честь выдающихся людей.

Ярослав Мудрый (ок. 978-1054), сын Владимира I Крестителя, был великим князем киевским с 1019 года. Он победил Святополка Окаянного и изгнал его из Киева. Русские люди чтут память князя Ярослава: он победил печенегов и поляков и обезопасил южные и западные границы Руси, прекратил междоусобную вражду между сыновьями Владимира Святославича и «собрал» русские земли воедино. Ярослав Мудрый понимал важность добрых отношений между разными странами и установил династические связи со многими странами Европы. Ярослав Мудрый известен как князь-законодатель: при нём был составлен новый свод законов — «Русская правда», основан новый крупный город — Ярославль.

Ярослав Мудрый понимал важность «учения книжного»: он сам много читал, открывал мастерские по изготовлению книг, при нём на древнерусский язык было переведено большое количество богослужебных и иных книг.

Можно сделать вывод: книжное слово на Руси воспринималось в первую очередь как слово Бога: кто книги часто читает, тот беседует с Богом. Такое отношение к книге в нашей стране сохранялось на протяжении почти целого тысячелетия.

Чтобы понять смысл этих слов, вспомним о том, что в Древней Руси говорили о божественном происхождении слова, что почти все книги были христианскими, церковными книгами. Важные христианские понятия — это понятия греха (нарушение Божьих заповедей) и покаяния (осознание этих грехов, признание в них и мольба о прощении). Цитата говорит, что божественная мудрость книг помогает человеку осознать себя, свои поступки и грехи и покаяться перед Богом в своих грехах, прося за них прощения.

Основная мысль отрывка о пользе учения книжного в том, что чтение книг поможет человеку приобщиться к Божественной мудрости, содержащейся в этих книгах.
0 Šøбłǻзŋ
12.10.2017 оставил(а) комментарий:
«Поучение Владимира Мономаха»

Поучение — это жанр церковного красноречия. Поучение использовалось для непосредственного назидания и произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке. Поучение могли произносить деятели церкви. Князь — представитель высшей власти, освящённой церковью, он мог произнести или написать поучение. Владимир Мономах был самым авторитетным русским князем на рубеже Х1-ХН веков, много раз возглавлял общерусские походы против половцев, был посредником в конфликтах. В 1097 году по инициативе Мономаха князья собрались на съезд в Любече, чтобы прекратить усобицы. Однако этого сделать не удалось.

В 1113 году умер Святополк Изяславич, бывший тогда киевским князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Мономаха, который пользовался заслуженной славой крупного полководца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он был в 1113-1125 годах и позаботился о том, чтобы успокоить волнующееся население. Именно по его уставу было облегчено положение закупов, запрещено долговое рабство.

Поучение, составленное Владимиром Мономахом, обращено главным образом к его собственным детям, призывает людей в первую очередь выполнять заповеди, которые оставил людям Христос: не убивать, не отвечать злом на зло, выполнять свои клятвы, не возгордиться, не причинять вреда людям, уважать старших, помогать несчастным и убогим. Рядом с наставлениями, которые полностью соответствуют заповедям Иисуса Хри- 10 ста, мы встречаем и чисто практические советы: не снимать оружия второпях, не топтать чужие посевы, с почётом принимать послов, изучать иностранные языки. Мы можем сказать, что все советы Владимира Мономаха остаются важными и в наше время.

Совет: «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам» — связан с частыми путешествиями Владимира Мономаха и его дружинников («отроков») по русской земле, где нужно было соблюдать осторожность и проявлять внимание к земле, по который проезжаешь.

Советы: «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте» — связаны с христианской заповедью помогать тем, кто просит о помощи, бедным, нищим, немощным, увечным, проявляя сочувствие и сострадание.
0 Šøбłǻзŋ
12.10.2017 оставил(а) комментарий:
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» — это произведение житийного жанра. Жития святых — это описания жизни духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Современное и древнерусское значения слова «повесть» различны между собой. В Древней Руси это не жйнровое определение произведения: «повесть» означает «повествование».

Жанр «Повести о Петре и Февронии Муромских» — житие. В середине XVI века писатель Ермолай-Еразм написал это житие о муромских князьях, о которых сохранились только народные предания. Это житие, как и другие жития, состоит из трёх частей. Как произведение христианской культуры, житие Петра и Февронии Муромских посвящено жизни князя и княгини «в Боге» и пронизано чувством любви к людям, которое в Евангелии названо главной добродетелью. Поступки героев продиктованы также другими добродетелями — мужеством и смирением.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» — это зашифрованный текст. Надо расшифровать этот текст, дабы понять, что же думали наши предки, читая это необычное житие.

1 часть. Князь Пётр убивает змея.

Змей в житии — это дьявол, «искони ненавидящий род человеческий», искуситель. Дьявол вызывает человека на грех, заставляет его сомневаться в существовании и могуществе Бога.

Противопоставить искушению и сомнению можно веру: меч для сражения со змеем Пётр находит в алтарной стене (алтарь — главная часть церкви). Пётр убивает змея, но вражеская кровь попадает ему на тело. Это символ того, что сомнение закрадывается в душу князя, болезнь — это смятение духа. Сомнение — это грех, и князю нужен врач, то есть глубоко верующий человек, который поможет избавиться от сомнений и очистить душу от греха. На этом заканчивается первый сюжет.

2 часть. Дева Феврония лечит князя Петра.

Дева Феврония говорит князю: «Отец мой и брат — древолазы, в лесу они собирают с деревьев дикий мёд»: мёд — символ божественной мудрости. Слуга князя называет крестьянку девой, как называли женщин, посвятивших себя Богу. «Тот сможет его излечить, кто потребует князя твоего себе...»: князь представляет высшую власть на земле, и потребовать его к себе может только Господь.

Условия выздоровления князя: «Если будет добросердечен и невысокомерен, то. будет здоров».

Князь проявил гордыню: внешнее — земную власть — он поставил выше духовного, скрытого внутри; он солгал Февронии, что возьмёт её в жёны.

Феврония лечила князя при помощи символических предметов. Сосудец — символ человека: человек — сосуд Божий. Хлебная закваска: хлеб — символ Церкви Христовой. Баня — очищение от грехов.

От одного непомазанного струпа вновь стали расходиться язвы по телу князя, так как один грех порождает другой, одно сомнение порождает неверие.

3 часть. Княжение Петра и Февронии. Изгнание. Чудеса. Смерть святых и чудеса после смерти.

Княжили Пётр и Феврония в Муроме благочестиво: «И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей».

Перед смертью Пётр и Феврония приняли монашество. Монахов и монахинь запрещено было хоронить даже на одном кладбище, а тем более в одном фобу. Таковы были правила внешнего мира.

Когда князь сообщает Февронии, что он не может больше ждать её и готов умереть, то есть предстать перед Господом, она втыкает в недошитый покров иглу и обматывает вокруг неё нитку.

Автор рассказывает нам об этом, имея в виду, что жена и муж — едина плоть. Жена за мужем, как нитка за иголкой. Поступок Февронии означает её согласие последовать вслед за мужем.

То, что Пётр и Феврония оказывались в одном гробу, означает, что устремления души выше внешних правил, установленных людьми.
0 Šøбłǻзŋ
12.10.2017 оставил(а) комментарий:
«Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

«Повесть...» посвящена теме мужества и противостояния захватчикам. Она вызывает чувство гордости за наше историческое прошлое.

Рассказчик называет себя «ничтожным, многогрешным и неразумным» и стремиться подчеркнуть этим разницу между собой, простым человеком, и святым князем Александром Невским.

Автор повести говорит о том, что был его современником, так: «...И был самовидец деяний.его, потому и рад поведать о честной и славной жизни его».

Для того чтобы подчеркнуть достоинства Александра Невского, рассказчик уподобляет князя библейским героям: «прекрасному» Иосифу, сильному Самсону, мудрому царю Соломону и храброму Веспасиану. Мощную же дружину князя автор уподобляет храбрым войнам царя Давида.

Автор повествует о трёх подвигах Александра Невского: о Невской битве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига посвящены борьбе с иноземными захватчиками — шведами на реке Неве в 1240 году и немецкими крестоносцами на Чудском озере в 1242 году, а последний — попытке ослабить влияние Золотой Орды на Русь, «отмолить людей от беды той».

Александр Невский прославился такими словами, которым старался соответствовать в жизни: «Не в силе Бог, но в правде».
0 Šøбłǻзŋ
12.10.2017 оставил(а) комментарий:
«Повесть о Шемякиной суде»

Герои повести «Шемякин суд» — это богатый и убогий, братья-земледельцы, поп, «житель града», у которого убогий убил отца, и судья Шемяка.

Главный герой повести совершил три преступления: «оторвал» хвост у лошади, которую взял в аренду у богатого брата; в доме попа упал с полатей и убил его сына; собираясь покончить жизнь самоубийством, прыгнул с моста и задавил дедушку, которого сын вёз мыться в баню.

Шемяка наказывает на суде трёх пострадавших героев: богатого земледельца, попа и «жителя града», у которого убогий убил отца.

Каждый из героев по-своему прав. Каждое несчастье в повести является следствием предыдущего, поэтому трудно сказать, на чьей стороне автор — в определённые моменты он сочувствует каждому герою. Особенное сочувствие вызывают герои повести «Шемякин суд» поп и «житель града», у которого погиб отец. Они потеряли своих близких родственников, пошли в суд искать справедливого наказания для обидчика, а нашли издевательства продажного судьи.

Выражение «Шемякин суд» означает несправедливый, продажный суд. Основным приёмом сатирического изображения в повести является фотеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Решения суда возведены в степень абсурда: Шемяка предлагает попу отдать убогому попадью до того времени, пока она не приживёт нового сына; богатому земледельцу предлагает отдать убогому лошадь до того времени, пока у неё не отрастёт хвост.

Повесть высмеивает взяточничество, корыстолюбие судей; отсутствие упорядоченной законодательной системы в государстве.
avatar