Главная » Вопросы » Университет » Социология

Каково содержание теорий доиндустриального, индустриального и постидустриального общества?
Каково содержание теорий доиндустриального, индустриального и постидустриального общества?
Категория: Социология | Добавил: Kaif (04.03.2018)
Просмотров: 126 | Ответы: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 2
0 AnnStar
04.03.2018 оставил(а) комментарий:
Во второй половине ХХ века получили широкое признание теории индустриального и постиндустриального общества.

Общество, по мнению авторов теории индустриального общества Р. Арона и У. Ростоу, проходит две стадии – доиндустриальное и индустриальное. Доиндустриальное (или традиционное) - это общество с аграрным укладом и преобладающим натуральным хозяйством. Для традиционного общества характерны низкие темпы развития производства, инертность и невосприимчивость к новшествам. Этому обществу соответствуют сословные и малоподвижные социальные структуры, традиционные способы социокультурной регуляции – нормы, институты, обычаи считаются незыблемыми. В этом обществе отсутствуют права и свободы личности. Индустриальное общество имеет мощное машинное производство, развитую систему коммуникации и социальной мобильности, основополагающим становится признание прав и свобод человека.

Авторы сформировали ориентиры развитого индустриального общества:

• в сфере организации производства – частное предпринимательство;

• в сфере организации обращения – рыночное хозяйство, не обременяющее себя при решении экономических проблем социальной ответственностью;

• в сфере политических отношений – правовое государство и гражданское общество;

• в сфере демократии – равномерное распределение исполнительной, законодательной и судебной власти как барьер авторитаризму и тоталитаризму; плюралистическая демократия на основе политического консенсуса социальных групп;

• в сфере государства – обеспечение закона и порядка, осуществление эффективной социальной политики;

• в сфере социальной структуры – приоритет технико-экономических структур общества (профессиональных, стратификационных);

• в сфере потребления – создание общества потребления;

• в сфере отношений народов и культур – конвергенция (лат. – схождение, сближение) как движение к консенсусу на основе деидеологизации и компромиссов.
0 AnnStar
04.03.2018 оставил(а) комментарий:
Одним из основоположников теории постиндустриального общества является Д. Белл. Он утверждает, что в промышленно развитых странах в последней четверти ХХ века формируется постиндустриальное общество. Им сформулированы пять исходных измерений нового общества:

1. Переход от товарного производства к экономике обслуживания.

2. Господствующее положение в обществе класса профессиональных и технических специалистов.

3. Главенствующее значение теоретических знаний как источника новаторства и формулирования политических принципов в обществе.

4. Создание новой «интеллектуальной технологии».

5. Возможность саморазвивающегося технологического роста.

Смена технологического базиса сказывается на всей структуре социальных связей. Основными ресурсами в постиндустриальном обществе становятся знания и информация. Меняется структура занятости, соотношение профессиональных групп. Уменьшается число рабочих, занятых в материальном производстве, возрастает удельный вес людей, занятых в сфере обслуживания. По мнению автора теории, общество может считаться постиндустриальным, если в секторе обслуживания занято более половины всех трудящихся, а суммарная стоимость оказываемых услуг составляет более половины валового продукта страны. Важнейшей переменой в новом обществе следует считать быстрый рост профессиональных и технических специалистов с высшим образованием. Информационные технологии захватывают важнейшие сферы жизни: промышленную, военную, политическую. Новое общество порождает иные системы ценностей, на первое место выдвигаются не знатность происхождения, а знания и личные заслуги человека. Ведущие позиции теперь занимают группы, владеющие собственностью на информацию. В своих действиях люди ориентируются на работу со структурами знания и сигнальными системами, обработку информации, научное прогнозирование. А это, в свою очередь, изменяет само содержание труда, он все больше становится творческим.

Теория постиндустриального развития получила дальнейшее развитие в концепции «трех волн» А. Тоффлера. В книге «Третья волна» он выделяет три стадии развития человечества.

Первая волна перемен - сельскохозяйственная цивилизация (до XVII в). Ее основа - земледельческие общества, основанные на «производстве для потребления». Это общество строится на простом разделении труда, сословном делении, авторитарной власти.

Вторая волна перемен – индустриальная цивилизация (до настоящего времени), она основана на «производстве для обмена». Ее технологическая основа – машинное производство, разделение и специализация труда. Произошло повышение уровня жизни людей. Но кризис второй волны связан с отрывом человека от природы, господстве машины над человеком, утратой его индивидуальности.

Третья волна перемен связана с высокотехнологичной и антииндустриальной цивилизацией. Она находится еще в стадии становления. Для обществ «третьей волны» характерны новые информационные технологии, преобладание интеллектуального труда, глобальное реструктурирование мировой экономики на более справедливой и сбалансированной основе, гуманизация всех сфер социальной жизни, создание бесклассового, бесконфликтного и неидеологизированного общества.

Рассмотренные теории представляют общество в эволюции. Каждый новый этап есть продолжение предыдущего, и характеризуется новыми качествами. Человечество в своем развитии поднимается на более высокую ступень развития. Полное процветание общества, достижение этого состояния во всех общественных структурах – вот цель социального прогресса.

Однако в рамках традиционного эволюционизма не укладывались попятные движения, кризисы и распады обществ, исчезновение целых цивилизаций. Для объяснения этих процессов исследователи второго подхода к истории общества обращались к причинам, не рассматриваемыми представителями линейного подхода к развитию общества. Этот подход воспринимает историю как совокупность не связанных между собой общественных образований. Вся история человечества есть череда бесконечного повторения одних и тех же процессов и состояний. Поэтому ничего нового внести в историю человечества нельзя. В русле этого подходов выделяют теории циклического развития, представленные, в частности, теорией социокультурной динамики П. Сорокина и теории цивилизационного развития, в которых история предстает как смена и одновременное существование различных цивилизаций.
avatar