Главная » Вопросы » Университет » Социология

Что значает антипозитивизм в социологии?
Что значает антипозитивизм в социологии?
Категория: Социология | Добавил: Люсси (03.03.2018)
Просмотров: 71 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 Тамми
03.03.2018 оставил(а) комментарий:
В конце XIX века антипозитивизм в социологии выразился в критике подхода к построению знания об обществе по модели ес­тественных наук. Критики позитивизма пришли к выводу, что пози­тивистские представления о науке и научности, методологии изу­чения не соответствуют природе общественных явлений. Если по­зитивизм подвергал изучению общество как нечто данное извне и потому независимое от исследователя, то сторонники антипозити­визма считали, что отчетливое различение субъекта и объекта по­знания справедливо лишь для науки о природе. В науках же об обществе субъект и объект познания один и тот же - обществен­ный человек. Следовательно, различать в социологическом позна­нии субъект и объект, стремясь к строгой объективности социаль­ного познания - это и есть позитивизм, подлежащий критическому преодолению.

Антипозитивисты рационально обосновали, что на научный результат исследования влияют не только природа объекта, но и используемые методы, а также сам познающий субъект со своей культурой и знаниями. В противовес естественнонаучному «объяс­нению» культурно-исторической реальности был предложен под­ход, предполагающий «понимание» смыслов, которые вкладыва­лись в производимые действия социальным субъектом. Критика позитивизма строилась на необходимости разграничения природы и общества, поскольку последнее конституируется индивидами в их духовном бытии. Отсюда делался вывод о необходимости раз­работки специфического метода познания в социальных науках, основанного на понимании, прямом постижении, поскольку естест­венным наукам свойственна методология непрямого, выводного знания, объяснения.

Метод, используемый в естественных науках, получил на­звание номотетического (от греч. nomo teteo - устанавливать законы). Он представляет собой способ познания, цель которого - установление общего, имеющего форму закона явлений. Естествоиспытатель, заинтересованный в открытии законов, стремится от констатации частного случая перейти к обнаружению общей связи. Важная особенность номотетического метода заключается в сво­бодном от ценностных суждений постижении действительности.

Важнейшим теоретико-методологическим источником анти­натуралистического поворота в социологии явилась аксиология (от греч. axia - ценность) - учение о ценностях. Она ставит своей це­лью исследование высших смыслообразующих принципов целесо­образной деятельности, отправляясь от которых человек вообще приписывает тем или иным объектам практическую значимость для него, побуждающую его действовать и вести себя определенным образом. Осмысленным каждый человеческий акт предстаёт лишь в качестве отнесённого к ценности. При этом необходимо разгра­ничивать понятия «оценочные суждения» и «отнесение к ценно­сти». Оценочные суждения личны, субъективны, тогда как акт «от­несение к ценности» превращает индивидуальное впечатление в объективное общезначимое суждение.

Именно на этом должен основываться метод, которым, по мнению антипозитивистов, следует пользоваться при исследова­нии социальных явлений. Он получил название идиографического (от греч. idios- особенный, своеобразный и grapho -пишу). Этот метод позволяет через «отношение к ценности» постичь индивидуальное в его однократности, уникальности, неповторимости. Как и номотетический, идиографический метод является научным, носит рациональный характер, обеспечивает постижение индивидуального логическими средствами.
avatar