Главная » Вопросы » Университет » Социология

Каковы основные положения социологической теории Э. Дюркгейма?
Каковы основные положения социологической теории Э. Дюркгейма?
Категория: Социология | Добавил: Oleg74 (03.03.2018)
Просмотров: 79 | Ответы: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 2
0 Forget
03.03.2018 оставил(а) комментарий:
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог, фило­соф. Являясь продолжателем позитивистской традиции в социоло­гии, Э.Дюркгейм руководствовался образцами естественных наук, утверждая принципы эмпирической обоснованности, точности и доказательности теоретических положений. Главная цель социоло­гии - исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей функционирования и развития общества. К числу общих условий, необходимых для превращения социологии в нау­ку, Э.Дюркгейм относил наличие у нее особого предмета и метода.

По его мнению, предметом изучения социологии является особая реальность, состоящая из социальных фактов, которые необходимо рассматривать как вещи. Социальным фактом являет­ся всякий способ мышления, деятельности и чувствования, нахо­дящийся вне индивида и оказывающий на него внешнее принуждение. Социальный факт имеет свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений. Социальные факты отличаются от органических и психических явлений и взя­тые в совокупности представляют собой общество. Устанавливае­мые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функ­ционирования общества.

Э.Дюркгейм подразделял социальные факты на морфологи­ческие (факты бытия) и духовные. К морфологическим фактам относятся: плотность населения, уровень рождаемости, смертно­сти, характер путей сообщения, форма жилищ и т.д. Морфологиче­ские факты составляют как бы "материальный", количественный аспект общества. К духовным, нематериальным фактам относятся: традиции, обряды, обычаи, верования, правила поведения челове­ка, которые в совокупности составляют коллективное или общее сознание. Э. Дюркгейм в основном исследовал роль коллективного сознания, его различные формы: религию, мораль, право.

Основой методологии Э.Дюркгейма является так называе­- мый "социологизм" утверждающий принцип специфичности и автономности социальной реальности. Главная идея заключается в том, что общество существует как целостная система, несводимая к сумме индивидов: нельзя выводить коллективные представления из индивидуальных, как нельзя выводить общество из индивида, целое из части. Опираясь на этот принцип, Э.Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидами, а впоследствии отождествлял его с Богом. Общество представляет собой более богатую реальность, чем индивид, оно доминирует над ним, являясь источником всех высших ценностей. В конкретной исследовательской практике "социологизм" означал для Э.Дюркгейма необходимость изучения "социального через социальное", т.е. объяснение всех социальных фактов только другими социальными фактами.

Центральной проблемой творчества Э.Дюркгейма является социальная солидарность. Решение этой проблемы должно было дать ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в об­щество. Отталкиваясь от типичной для социологии XIX в. идеи кон­струирования двух типов общества, между которыми существует историческая преемственность, Э.Дюркгейм строит типологию об­ществ с механической и органической солидарностью как двух звеньев единой эволюционной цепи.
0 Forget
03.03.2018 оставил(а) комментарий:
Механическая солидарность характерна для доиндустриальных обществ. Солидарность в таких обществах определяется сходством, подобием составляющих их индивидов, одинаковостью исполняемых этими индивидами общественных функций, неразвитостью индивидуальных черт. Такое общество стремится целиком подчинить себе индивида, полностью обусловливает его сознание и поведение. Общественная солидарность обеспечивается высо­кой степенью интенсивности общественного сознания, пронизанного религиозными верованиями, обычаями, традициями, жестко регулирующими поведение индивида.

Органическая солидарность характерна для современных обществ и основана на разделении труда. Разделение труда обу­словливает различия индивидов, развивающих в соответствии со своей профессиональной ролью индивидуальные, личностные способности и таланты. Обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предполагает зависимость членов общества друг от друга. Поскольку каждый из них несовершенен в отдельности, функцией общественного разделения труда является интегрирова­ние индивидов, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности в условиях свободы и авто­номии членов общества. Э.Дюркгейм рассматривал солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. Решающую роль в деле социальной интеграции Э.Дюркгейм отво­дил идеалам и верованиям (коллективным представлениям).

Пытаясь модернизировать традиционные религиозные пред­ставления, Э.Дюркгейм развил концепцию религии без Бога. Он утверждал, что идея сверхъестественного, идея Бога не является необходимым атрибутом религии. Религия - это символическое выражение общества, поэтому, поклоняясь тем или иным священ­ным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу - реальному объекту всех религиозных культов. Являясь по­рождением общества, религия укрепляет социальную сплочен­ность и формирует социальные идеалы.

Э.Дюркгейм является признанным классиком западной со­циологии. Он разработал конкретные методы, правила и процеду­ры, касающиеся наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и внес большой вклад в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, от­клоняющегося поведения, семьи, воспитания, религии. Провозгла­сив основным принципом своей методологии, необходимость изу­чать социальные факты как вещи, Э.Дюркгейм отстаивал взгляд на социологию как на строгую, объективную науку, свободную от вся­кого рода умозрительных спекуляций и классовой идеологии. Э.Дюркгейм дистанцируется от концепции марксизма, популярной на рубеже XIX - XX веков.
avatar