Венцом развития сознания является формирование самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, свой индивидуальности. И в филогенезе, и в онтогенезе человек первоначально осознает окружающий мир (это уровень сознания), а уже потом, позднее, на более высоком уровне развития – самого себя: свое тело, мысли, чувства, характер, поведение, мотивы поступков, потребности, свое положение в обществе (это уровень самосознания).
Имея самосознание, человек отдает себе отчет в том, что он думает и делает. Он постоянно познает самого себя (интеллектуальный аспект самосознания).
Но человек также имеет определенное отношение к себе (эмоциональный аспект самосознания), поскольку выделяет себя на фоне других, сравнивая себя с ними. Ключевую роль в это играет взаимодействие с другими людьми через собственную деятельность и общение.
Самосознание включает в себя:
• самонаблюдение – наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого себя;
• рефлексию – мыслительный процесс, направленный на анализ и понимание самого себя
• самоутверждение – стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности;
• ретроспекцию – припоминание и анализ лично наблюдавшихся и пережитых событий и своих действий в них;
• антиципацию - представление о своих действиях в событиях до того, как они будут реально осуществлены
• самочувствие – комплекс ощущений, отражающих степень комфортности состояния человека;
• самооценку – ту ценность, значимость, которой человек наделяет себя и отдельные свои стороны.
В результате работы самосознания у человека формируется образ собственного «Я»: физическое «Я» (образ своего тела и внешности) и «интеллектуально-духовное «Я» (образ своих умственных и моральных качеств).