Как в философии раскрывается проблема сознания?


Как в философии раскрывается проблема сознания?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 31 | Добавил: (30.04.2022) (Изменено: 30.04.2022)
Всего ответов: 2
Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 2
Аватар
0

30.04.2022 оставил(а) комментарий:
На протяжении многих столетий философы и ученые из самых разный областей социально-гуманитарного знания пытаются раскрыть тайну сознания. В различных научных областях накоплен обширный теоретический материал, проливающий свет на этот сложнейший и наиболее загадочный феномен нашей душевной жизни.

В биологии сознание понимается как родовой признак человека, выделяющий его из царства животного мира.

В физиологии понятие «сознание» часто отождествляется с понятием «внимание», поскольку физиологический механизм сознания состоит в формировании в коре головного мозга очень подвижного очага оптимальной возбудимости на фоне заторможенных участков (Павлов И.П., 1951 (а), С. 247).

В медицине понятие сознания приравнивается к нахождению человека в состоянии бодрствования, т.е. это состояние человека, в котором он осознает себя, в противоположность состояниям сна, комы, амнезии и т.п.

Социология акцентирует внимание на общественном сознании, формирующем личность, которая воспринимается как сумма общественных отношений.

Экономика, акцентируя внимание на трудовых отношениях, выделяет в сознании его целенаправленность, способность предвидеть результаты труда.

С юридической точки зрения, под сознанием понимается способность субъекта логически обосновывать и адекватно мотивировать свой замысел. В этом смысле оно синонимично понятию вменяемости и дееспособности.

В психологии сознание – это высшая ступень развития психики, это последний этап в развитии психики в филогенезе. Если психика насчитывает сотни миллионов лет, то сознание – только сотни тысяч лет.

В философии сознание трактуется как основа нашего опыта, активное начало практического и познавательного отношения к действительности, как смыслообразующий источник мыслительной деятельности человека, создающее свой собственный мир обыденных и научных понятий, без которого невозможно представить жизнь человека.

Наиболее обобщенным и содержательным может служить следующее определение: сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщен­ном отражении объективных устойчивых свойств и законо­мерностей окружающего мира, в формировании у человека внут­ренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Сознание есть некая целостность, в которой объединены все психические функции, но которая не сводима ни к одной из них. Сознание – это высшая ступень развития психики, т.к. психика есть у животных и человека, а сознание только у человека. Но где грань, отделяющая одно от другого?

Понятие «психика» все же шире понятия «сознания», ибо психика, помимо сознания, содержит в себе подсознание, бессознательное и др.

Психика может проявляться не только как нечто целое, но и как части этого целого (отдельные функции), сознание же проявляется только как целое.

Работа психики является постоянным фактором жизнедеятельности человека. Работа сознания – фактор переменный (оно частично отсутствует, например, во сне или под гипнозом).
Если психика присуща всем возрастным периодам человеческой жизни, то сознание отсутствует в младенчестве и может сокращаться в старости в результате возрастных изменений в организме.

Функция сознания заключается в том, что оно играет ключевую роль:
• в формировании целей дея­тельности;
• в предварительном мысленном построении действий;
• в предвидении их результатов,
• в самоконтроле;
• в разумном регу­лировании поведения и деятельности человека;
• в построении отно­шений между людьми.
• в познании (ведь знания – это ядро сознания);
• в переживании (ибо не всякое знание нужно человеку, а только значимое для него, для его жизни);
• в управлении активностью (придавая смысл тем иным жизненным событиям и явлениям, человек получает мотив для своих действий);
• в интеграции (поскольку присущий сознанию фактор целенаправленности объединяет все его стороны в единое целое).
Аватар
0

30.04.2022 оставил(а) комментарий:
В философии выделяются три основные точки зрения на вопрос о происхождении сознания:

1. сознание имеет космическое (божественное) происхождение (согласно космической точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека).

2. сознание присуще всем живым организмам (основная идея «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл. Инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные. Животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт. А многие действия, совершаемые животными (особенно высшими – кошачьими, собачьими, приматами и др.), сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания. Животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д.). Данная точка зрения является наиболее адекватной.

3. сознание – свойство исключительно человеческое (согласно «человеческой» точке зрения, сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины XX в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта. Животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей).

Сознание можно структурно рассматривать как целостное единство рациональной и эмоционально-волевой сторон. Сознание нельзя отождествлять лишь с разумом. Несмотря на то, что по этому поводу до сих пор ведутся оживленные дискуссии, между сознанием и разумом нельзя поставить знак равенства, ибо в сознании также всегда присутствуют и эмоционально-волевые составляющие.
avatar