В чем особенность философии всеединства В.С. Соловьева?


В чем особенность философии всеединства В.С. Соловьева?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 24 | Добавил: (28.04.2022) (Изменено: 28.04.2022)
Всего ответов: 1
Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 1
Аватар
0

28.04.2022 оставил(а) комментарий:
Величайшим русским философом XIX века по праву считается Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900), проживший короткую, но достаточно насыщенную и плодотворную жизнь. Он оставил после себя объемное наследие, включающее как собственно философские трактаты («Критика отвлеченных начал» (1880), «Чтения о богочеловечестве» (1877 – 1881), «История и будущность теократии» (1885 – 1887), «Россия и вселенская церковь» (1889), «Три разговора» (1900)), так и философскую публицистику (сборник статей «Национальный вопрос в России» (1883 – 1891), «Владимир Святой и христианское государство» (1888), «Русский национальный идеал» (1891) и др.).

Соловьев был религиозным философом. Он рассматривал Бога как воплощение идеала всеединства – согласованности, гармонии всех частей Вселенной, который может служить примером для мира и человеческого общества, характеризующихся хаосом и рассогласованностью. Мир, с точки зрения Соловьева, представляет собой всеединство в становлении, и Бог – это важнейший компонент всеедин­ства мира. Философ различал подлинное всеединство, при котором единое приносит пользу всем и существует не в ущерб им, и ложное единство, когда все части подавляются целым.

Развитие мира определяется потребностью в согласовании, объединении. Соловьев выделял три ступени этого процесса:

1) царство минералов, растительности и животных;

2) царство человека. Человек с точки зрения Соловьева – это особое существо, которое, в отличие от существ, находящихся на более низких ступенях развития, способно к творчеству и к добру;

3) духовно-человеческое царство – особый этап, на котором мир соединяется с Богом. Это предел, к которому должно стремиться человечество. Данная концепция Соловьева содержит прогностические компоненты, указывающие на логику развития мира и человеческого общества.

Другое важное понятие философии Соловьева – это «мировая душа», которую сам философ называл Софией. София одухотворяет материальное многообразие мира, скрепленное богом как воплоще­нием всеединства. София – это идеальный план мира, который отра­жает его упорядоченность. При этом принципиально, что речь идет о мировой душе, а, следовательно, в Софии нельзя видеть интеллекту­альную схему.

Несмотря на то, что Соловьев был религиозным философом, он положительно оценивал научное знание. Для него истина могла быть достигнута только в результате синтеза философии, науки и богосло­вия.
avatar