Какова ранняя русская философия XIII – XVII веков?


Какова ранняя русская философия XIII – XVII веков?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 21 | Добавил: (28.04.2022) (Изменено: 28.04.2022)
Всего ответов: 1
Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 1
Аватар
0

28.04.2022 оставил(а) комментарий:
Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходит­ся на XIII – XVII века.

Главными темами, характерными для данного периода фило­софии, являлись: сохранение русской духовности, христианство, борьба за освобождение, устройство государства, познание. Среди видных философов данного периода особенно выделяются:

1) Сергий Радонежский (XIV в.) – философ-богослов, основ­ными идеалами которого были сила и могущество, универ­сальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

2) Филофей (ок. 1465 – 1542), который также занимался вопросами христи­анского богословия, отстаивал идею преемственности хри­стианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим – Кон­стантинополь – Москва;

3) Максимилиан Грек (1475 – 1556), который отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, целя­ми которых видел заботу о народе и справедливость;

4) Андрей Курбский (1528 – 1583), который был идеологом оппозици­онной социально-политической философии, выступал за ог­раничение деспотизма царской власти, свободу, право, со­словно-представительную монархию;

5) Нил Сорский (1433 – 1508) и Вассиан Патрикеев (1470 – после 1531), которые выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так назы­ваемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосиф­лян», т.е. сторонников сохранения прежних церковных устоев);

6) Аввакум (1620 – 1682) и Никон (1605 – 1681), которые также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон – за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум – за сохранение старых обрядов;

7) Юрий Крижанич (1618 – 1683), который выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул ра­циональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.
avatar