В чем особенность древнерусской философии XI – XIII веков?


В чем особенность древнерусской философии XI – XIII веков?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 28 | Добавил: (28.04.2022) (Изменено: 28.04.2022)
Всего ответов: 1
Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 1
Аватар
0

28.04.2022 оставил(а) комментарий:
Период зарождения древнерусской философии и раннехристи­анской философии Руси относится к XI – XIII вв. Он соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киев­ской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания). Хотя уже в середине IX века на Руси была письменность, разработанная болгарскими монахами Кириллом и Мефодием. И, как отмечает Игорь Евлампиев (2002, С. 22), «в Х – ХII веках на территории Киевской Руси было распространено несколько сот сочинений византийских авторов общим количеством около 140 тысяч экземпляров».

Наиболее яркими представителями философии указанного периода являются:

1. Иларион (середина XI в.), который в основном произведении «Слове о Законе и Бла­годати», популяризировал и анализировал хри­стианство, его роль в настоящем и будущем Руси. Илларион противопоставил иудаизм и христианство с точки зрения их представлений о Боге и человеке. Если иудаизм утверждает верховенство закона, то христианство открывает возможность свободного общения с Богом, противопоставляя закону благодать.

2. Владимир Мономах (1053 – 1125), который в основном произведении «Поучение», своеобразном философском морально-нравственном кодексе, дает поучения потомкам, анализирует проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы. Данное сочинение имеет явную антицерковную направленность и может рассматриваться как первое проявление гуманистической тенденции в русской мысли.

3. Климент Смолятич (ум. после 1164), который в произведении «Послание пресвитеру Фоме», затрагивает философские проблемы ра­зума и познания;

4. Даниил Заточник (XI в.), который в произведении «Моление» (в ранней редакции – «Слово») описывает, как к князю, главе государства, обращается обыкновенный человек, неравнодушный к судьбе своей страны и хорошо понимающий ее проблемы. Даниил таким образом подчеркивает значение каждого человека и ценность земной жизни. Он показывает, что подлинная вера и религиозность носят внутренний, а не внешний, показной характер и связаны в осмыслением своего положения в мире. Даниил утверждает приоритет разума и мудрости перед богатством, монашеством или властью.

5. Филипп Пустынник (XI в.), который в произведении «Плач» за­трагивает проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).
avatar