Многие мыслители задаются вопросом о том, существует ли самобытная русская философия. Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться. Значительная часть философов XIX – начала XX века была склонна отвечать на этот вопрос отрицательно.
Историк и публицист Константин Дмитриевич Кавелин (1818 – 1885) придерживался взглядов о несамостоятельности русской мысли. В 1884 году Кавелин опубликовал статью «Философия и наука в Европе и у нас», в которой отметил, что философия в России никогда не являлась предметом серьезного интереса. Она была завезена из Европы, и различные философские учения, созданные там, оказавшись в России, становились объектом праздного дилетантизма и быстро сменяющейся моды.
Русский философ Густав Густавович Шпет (1879 – 1940) в 1922 году в Петрограде опубликовал книгу «Очерк развития русской философии», в которой утверждал, что русской философии практически не существует. Некоторые ее проявления, по мнению автора, стали заметны лишь в начале XX века.
Тем не менее, следует думать, что если о русской философии говорят – значит, она все-таки есть. Вопрос только в том, что именно подразумевается под русской философией. Прекрасную характеристику специфики русской философии дал Алексей Фёдорович Лосев (1893 – 1988):
1) русской философии, в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин;
2) Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики, которая берет начало в общем духе времени;
3) Кладезем самобытной русской философии является художественная литература. В прозаических сочинениях Льва Толстого, Федора Достоевского и других разрабатываются основные философские проблемы, в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме.