Каковы идеи и значение экзистенциальной философии ХХ века?


Каковы идеи и значение экзистенциальной философии ХХ века?
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 13 | Добавил: (28.04.2022) (Изменено: 28.04.2022)
Всего ответов: 1
Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 1
Аватар
0

28.04.2022 оставил(а) комментарий:
Расцвету экзистенциализма в Германии и Франции в 20-е – 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:
1) нравственные, экономические и политические кризисы, охва­тывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;
2) использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение от­равляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);
3) опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);
4) усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлаге­ря, трудовые лагеря);
5) распространение фашистских и тоталитарных режи­мов, подавляющих человеческую личность, бессилие человека перед природой и техногенным об­ществом.
Экзистенциалистская философия стала ответом на эти явления. Философы-экзистенциалисты уделяли внимание следующим проблемам:
– противоречию между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
– уникальности человеческой личности, глубине ее чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;
– проблеме отчуждения человека, поскольку общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая пол­ностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»;
– проблеме бессмысленности жизни, одиночества, заброшенности: человек оди­нок в окружающем мире, у него нет места, где он чувствовал бы себя нужным;
– проблеме внутреннего выбора и поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.
Все экзистенциалистские учения едины в том, что единственной подлинной действительностью является бытие человеческой личности. В этом начало и конец любого знания, и прежде всего философского. Человек сначала существует – думает, чувствует, живет, а потом уже определяет себя в мире. Он сам определяет свою сущность, которую следует искать не вне его (как, например, марксизм ищет ее в производственных отношениях, а томизм – в Божественном Предопределении). Она не является неким идеальным образом. Сущность человека определяется им самим, ибо он хочет быть таким, а не иным. Человек стремится к своей индивидуальной цели. Он сам творит себя, сам выбирает свою жизнь.
Личность не должна преследовать так называемые «всеобщие цели». Однако в реальной жизни человек это чаще всего делает (к примеру, борется за коммунизм или за экологическую чистоту). Все это происходит потому, что человек отождествляет себя со «всеобщими целями», снимая тем самым с себя ответственность за собственный выбор. Ему кажется, что мир рационален, что в нем действуют некие общие законы, что в развитии мира, истории, культуры есть некий смысл. На самом же деле человек окружен абсурдным, чуждым, бессмысленным миром. Такова вся человеческая жизнь. К тому же, вероятнее всего, это и есть единственный мир. После смерти никого не ждет загробное воздаяние. Подлинный человек, в отличие от обычного не прячется за миражами и вымыслами «сверхиндивидуального бытия», а понимает, что сам полностью отвечает за свои поступки и принимает на себя весь риск собственных решений.
Человеческое бытие драматично. Сознание человека свободно, его воля определяет его жизненный путь. Свой собственный выбор и определяет суть бытия отдельной личности. Это не значит, что человек в своем выборе абсолютно свободен от общества. Напротив, его существование возможно только в рамках коллективного «совместного бытия», и конкретный человек общается только конкретными людьми. Но человек является одиноким в своих чувствах. Он находится в пустоте. В общении с другим он либо подчиняет его волю себе, либо сам подчиняется его воле (либо «палач», либо «жертва»).
Нет никакой объективной истины. Их много – столько, сколько людей. Истина – это «субъективность», ее можно найти, исследуя свои переживания. Для живого человека единственная действительность – собственная этическая действительность, а настоящая реальность – внутреннее решение. Существующий объективный мир в сознании каждого человека – всегда свой и только свой. Когда в инертность и хаотичность мира мы вносим действие, он меняется. Мир преображается, когда мы его осознаем сквозь призму своей воли, своих целей. В этом смысле человек преобразует мир, придавая ему значимость.
Характерные черты экзистенциализма многие исследователи видят в работах русских философов, эмигрировавших после революции в 1917 году за рубеж (особенно у Николая Бердяева и Льва Шестова).
Главными представителями экзистенциализма XX века являются: Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю.
avatar