На каких идеях строится феноменология Э. Гуссерля?


На каких идеях строится феноменология Э. Гуссерля?
Рейтинг: 5.0/2
Просмотров: 367 | Добавил: (22.10.2018) (Изменено: 22.10.2018)

Всего ответов: 1

Обсуждение вопроса:
Всего ответов: 1
Аватар
1

22.10.2018 оставил(а) комментарий:
Одним из наиболее влиятельных направлений в философии XX века стала феноменология, основателем и наиболее ярким представителем которой является немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938). Главная цель феноменологии – построить науку о науке, наукоучение и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу всего познания, в том числе научного. Основные идеи феноменологии сводятся к следующим:

1. Начинать изучение жизненного мира и науки следует с исследования сознания, потому что реальность доступна людям только через него.

2. Важна не сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысливается человеком. Сознание должно изучаться не как средство исследования мира, а как основной предмет философии.

3. Нужно выяснить, во-первых, что есть сознание, и, во-вторых, чем оно отличается от того, что не является сознанием. Для этого необходимо выделить чистое, допредметное, досимволическое сознание, или «субъективный поток», и определить его особенности.

4. Главной характеристикой чистого сознания является интенциональность, т.е. его постоянная направленность на предметы. Сознание всегда интенционально, т. е. направлено на что-либо.

5. Жизненный мир, выступающий в качестве наивной повседневной жизни, наполнен «смыслами» сознания, через которые мы воспринимаем объекты бытия. Поэтому ошибочным является представление о том, что мы исследуем первичное бытие вне сознания. На самом деле мы исследуем вторичные образования «жизненного мира» и из них черпаем понятия науки.

6. Задача феноменологии заключается в том, чтобы показать, как родились вторичные образования этого мира. А чтобы понять генезис понятий и вскрыть природу истинного, «чистого сознания», надо провести редукцию сознания, т. е. перейти от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности. Для этого внимание ученого должно быть направлено не на предмет, а на то, каким образом даны указанные предметы нашему сознанию. Предмет как бы остается в стороне, а на первый план выходит состояние сознания.

7. Сознание в чистом виде – «абсолютное Я» (которое одновременно есть центр потока сознания человека) – как бы конструирует мир, внося в него «смыслы». Все виды реальности, с которыми имеет дело человек, объясняются из актов сознания; объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, просто нет; а сознание объясняется из самого себя, обнаруживает себя как феномен.
avatar