Главная » Вопросы » Университет » Философия

В чем своеобразие объективного идеализма В. Шеллинга?
В чем своеобразие объективного идеализма В. Шеллинга?
Категория: Философия | Добавил: Ninaarc (25.06.2018)
Просмотров: 113 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 spring
25.06.2018 оставил(а) комментарий:
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854) – представитель объек-тивного идеализма немецкой классической философии. Друг, а затем оппонент Георга Гегеля. До появления Гегеля Шеллинг пользовался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX века. Но, проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е годы XIX века, он потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля.

Целью философии Шеллинга было объяснение «абсолютного», то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии его философия прошла три этапа: натурфилософию, практическую философию и иррационализм. Кроме того, Шеллинг сделал большой вклад в философию искусства.

В натурфилософии Шеллинг с позиций объективного идеализма дает объяснение природы. Он считает, что прежние концепции объяснения природы («не-Я» Фихте, субстанции Спинозы) неистинны. Шеллинг считает, что природа есть «абсолютное», т.е. первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное. Она есть единство субъективного и объективного, вечный разум, целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет). Материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума. Движущей силой природы является ее полярность – наличие внутренних про-тивоположностей и их взаимодействие.

Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера и хода истории. Основной проблемой человечества и главным предметом философии, по Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе является главной целью всего исторического процесса. При реализации идеи свободы люди создают «вторую природу», т.е. правовой строй, который должен распространяться от государства к государству, и чело-вечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю. Однако при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью возникает про-тивоположный изначальным целям результат человеческой деятельности – отчуждение. Поэтому высокие идеалы Великой Французской революции переро-дились в противоположную реальность – насилие, несправедливость и подавление свободы, которой человек бессилен что-либо противопоставить.

В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму – отрицанию какой-либо логикой закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса. Ход истории случаен, в истории царит произвол. Замыслы человека и реальная действительность часто противоположны и не имеют ничего общего. Бывает, что борьба за свободу и справедли-вость приводит к еще большей несправедливости и порабощению.

В работе «Философии искусства» Шеллингом подчеркивалось, что искусство глубже и истиннее, по сравнению с наукой, поскольку полнее показывает жизнь. Разум и воля человека на практике связаны с природой. Ярче всего сов-падение природного и разумного, понимание природы и своего отношения к ней можно усмотреть в области искусства, которое оперирует не понятиями (как наука), а образами. Искусство использует интуицию для понимания и природы разума. По мнению Шеллинга, сам Бог выступает как творец-художник, который создал этот мир, но осмысливать его возможно только как художественное произведение, используя интуитивные методы познания.
avatar