Главная » Вопросы » Университет » Философия

В чем особенность субъективного идеализма И.Г. Фихте?
В чем особенность субъективного идеализма И.Г. Фихте?
Категория: Философия | Добавил: Forget (25.06.2018)
Просмотров: 108 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 Ninaarc
25.06.2018 оставил(а) комментарий:
Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) – представитель немецкой классической философии, ректор Берлинского университета, внесший большой вклад в разработку системы субъективного идеализма – философского направления, согласно которому единственной реальностью является идея, существующая в сознании человека.

Фихте дал идеям Канта, которого считал своим учителем, дальнейшее развитие. В работе «Опыт критики всяческого откровения» Фихте отстаивает идею о том, что теория не просто опирается на практику, сознание человека не просто социально, оно активно, т. е. сознание способно творить мир. Человек в мире – это активное, деятельностное существо.

На что же он направляет свою свободную творческую деятельность? Прежде всего, на свободу. Основным моральным убеждением человека, по Фихте, должна быть идея о том, что все люди свободны, как и сам человек. Граница нашей свободы – в свободе другого человека. По-настоящему свободен тот, кто всех вокруг себя делает свободными. Но свобода человека подразумевает также и его ответственность. Ответственность в том, чтобы понять свое место в мире, понять свое назначение и следовать ему, стремиться быть полезным обществу. Девиз Фихте – «Поступай всегда согласно своему назначению». Надо понимать не только цели своей жизни, но и цели народа, нации и помогать, насколько это возможно, их реализовать. Лишь поступая так, человек живет морально.

Важнейшим в философии Фихте стало выдвижение им так называемой «Я-концепции». Поводом к ее выдвижению были, по мнению Фихте, противоречия в философии Канта. Основное противоречие Фихте усматривал в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого окружающего мира («вещей в себе»). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить ее главную задачу – объединить бытие и мышление.

Фихте отверг идею «вещей в себе» и провозгласил единственной реальностью внутренне, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир. Он объединил бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления. Фихте полагает, что, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я», а вне мышления, самостоятельной окружающей действительности нет. Причем само «Я» – это не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией – Богом).

«Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром: «Я» (сознание человеческой личности) взаимодействует с «не-Я» (окружающим миром) внутри Абсолютного Я (вместилища, высшей субстанции). При этом взаимодействие между «Я-человеком» и «не-Я» – окружающим миром внутри «Абсо-лютного Я» – может быть как практическим (от «Я» – к «не-Я»), так и теоретическим (от «не-Я» к «Я»).

В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (так называемого солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма, начав признавать объективный высший дух, существующий независимо от человеческого сознания.
avatar