Главная » Вопросы » Университет » Философия

Какова специфика скептицизма М. Монтеня?
Какова специфика скептицизма М. Монтеня?
Категория: Философия | Добавил: V_V (12.04.2018)
Просмотров: 60 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 buzz
12.04.2018 оставил(а) комментарий:
Мишель де Монтень (1533 – 1592) – выдающийся французский философ, юрист и политический деятель (мэр города бордо, сторонник короля Генриха IV), оказавший огромное влияние на всю последующую французскую и мировую философию.

Основная работа Монтеня «Опыты» (1580) вошла в историю философии как истинный шедевр художественно-философской и публицистической литературы. Данную работу автор от издания к изданию переделывал всю жизнь. Данное произведение пользовалось огромной популярностью в Европе. И по сей день «Опыты» Монтеня – одно из самых читаемых философских произведений.

Монтень подверг критике схоластическую философию. Он считал подлинной античную философию, обосновывая это тем, что в ней было представлено множество школ и всякий мог выбирать между ними. В период же схоластики «люди идут одной дорогой», изучение наук ведется по распоряжению властей, все школы на одно лицо, но главное – происходит «подавление свободы наших суждений». Но власть авторитетов была чужда Монтеню.

Монтень возродил принципы античного скептицизма. Но в отличие от античных скептиков он призывал на к отказу от знания, а к отказу от самоудовлетворённости и самоуверенности. Процесс познания, по Монтеню, представляет собой бесконечное развитие. Он писал: «Я убедился на опыте…, что то, что осталось неизвестным одному веку, разъяснится в следующем».

В качестве основного требования к новой философии Монтень выдвинул требование сомнения: «философствовать – значит сомневаться». Философ должен постоянно задавать себе вопрос: «Что я знаю?». Именно сомнение ограждает философа от догматизма и ненаучных наслоений.

Монтень постоянно разоблачал суетность людей, относительную слабость человеческого разума (хотя в то же время обосновывал веру в разум), ссылаясь на сомнительность человеческого существования. Он считал природу лучшим воспитателем, а самой необходимой добродетелью – благоразумие. Он также полагал, что счастливая жизнь обусловлена отсутствием сословного и имущественного неравенства.
avatar