Главная » Вопросы » Университет » Философия

Почему с именем Платона связывают формирование системы идеализма?
Почему с именем Платона связывают формирование системы идеализма?
Категория: Философия | Добавил: Biz-ledy (02.04.2018)
Просмотров: 121 | Ответы: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 3
0 V_V
02.04.2018 оставил(а) комментарий:
Платон (427 – 347 гг. до н. э.) – выдающийся философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель идеалистического направления в философии, основатель собственной философской школы – Академии. Платон стал первым древнегреческим философом, который оставил после себя ряд фундаментальных философских произведений: один монолог («Апология Сократа»), 34 диалога (23 подлинных и 11 сомнительных), 13 писем (большинство считается подложными). Наиболее известны такие его диалоги, как «Протагор», «Пир», «Менон», «Федр», «Парменид», «Горгий», «Федон», «Государство» и «Законы». В большинстве диалогов главным действующим лицом является Сократ.

Платон происходил из афинской аристократической семьи, из царского рода Катридов, (по линии матери он был потомком политика-реформатора Солона), но предпочел политической деятельности, которую предназначала ему семейная традиция, занятия философией.

«Платон» – это не имя, а прозвище данное Сократом юноше за его импозантную атлетическую фигуру и означающее «широкоплечий, широкий». Подлинное имя Платона – Аристокл.

Своим учителем Платон считал Сократа, смерть которого он пережил очень тяжело. Несколько лет странствовал (был в Египте, Вавилоне, Финикии, Персии и Ассирии). В Сиракузах он, сблизившись с их правителем Дионисием Старшим, пытался внедрить свой план по преобразованию государства, но после ряда доносов был продан им в рабство. Правда, один из поклонников выкупил Платона.

После скитаний Платон вернулся в Афины, где открыл собственную философскую школу – Академию. Название «Академия» возникло оттого, что школа Платона находилась в роще, которая была посвящена мифическому герою Академу.
0 V_V
02.04.2018 оставил(а) комментарий:
Философские воззрения Платона включают в себя следующие основные области:

1) Учение об идеях. Платон является основателем идеализма. Он считал, что материальные вещи являются изменчивыми, непостоянными и со временем прекращают свое существование. Более того, окружающий мир («мир вещей») – это мир временный, изменчивый и не существующий в действительности как самостоятельная субстанция. Реально существуют только чистые (бестелесные) идеи (эйдосы), которые являются истинными, вечными и постоянными. Идеи, существующие вне чувственного материального мира, являются прообразами вещей (т.е. Платону присущ телеологизм – утверждение целесообразности устройства мира, при котором все происходящее трактуется как соответствующее природным или божественным целям). Любая существующая вещь – это всего лишь материальное отображение первоначальной идеи данной вещи (например, лошади рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи лошади, которая вечна и неизменна). Весь наш мир является отображением царства идей, которое обладает своей иерархией. Между идеями существуют отношения подчинения и соподчинения. Внизу находятся идеи конкретных объектов, выше – более общие идеи. Венчает же «пирамиду» идеей Блага (или Единого).

2) Учение о душе человека. Платон считал, что душа – это нечто божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа – это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный «мир идей». Платон полагает, что человек – существо двойственное, обладающее душой и телом, причем душа – нечто самостоятельное, самодостаточное и главенствующее в человеческой деятельности – состоит не только из разумного начала, но и вожделеюще-го: «…одно из них, с помощью которого человек способен рассуждать, мы назовем разумным началом души, а второе, из-за которого человек влюбляется испытывает голод или жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим…» (Платон, 1971, С. 232-233). Но, кроме этих двух начал, по мнению Платона, в душе человека можно выделить и третье – страстное (аффективное): «…на многих других примерах мы замечаем, как человек, одолеваемый вожделениями вопреки способности рассуждать, бранит сам себя и гневается на этих поселившихся в нем насильников. Гнев такого человека становится союзником его разуму в этой распре, которая идет словно лишь между двумя сторонами» (Платон, 1971, С. 232-233). Таким образом, Платон воплощает идею о человеке в образе возницы (разумное начало), запряженной двумя конями (аффекты – благородные стремления: героизм, мужество, сила воли и т.д. и вожделеющая часть – физические потребности человека, которые могут принимать форму злоупотреблений и не подчиняться человеку). Платон утверждает, что после жизни человека душа приобретает другую жизнь в зависимости от того пути, который человек имел при жизни: «Если душа умеренна и разумна, она послушно следует за вожатым, и то, что окружает ее, ей знакомо. А душа, которая страстно привязана к телу… долго витает около него… И блуждает она одна во всяческой нужде и стеснении, пока не исполнятся времена, по прошествии коих она силою необходимости, водворится в обиталище, какого заслуживает» (Платон, 1971, С. 81-82). Данные идеи Платона, оказавшиеся очень жизнеспособными, тем не менее не могут устроить современную психологию, и, как писал крупнейший философ и антрополог ХХ века Макс Шелер (1874 – 1928), именно их жизнеспособность и чрезвычайная распространенность в Европе (в различных модификациях) нанесла большой урон пониманию истинной природы человека.
0 V_V
02.04.2018 оставил(а) комментарий:
3) О познании и диалектике. Учитывая, что материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», предметом познания, по Платону, должны стать прежде всего «чистые идеи». Но их нельзя познать с помощью чувственного познания. Их возможно познать только разумом, благодаря высшей духовной деятельности, которой могут заниматься лишь люди подготовленные, т.е. философы, образованные интеллектуалы. Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, считая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Он даже советовал для познания истины закрыть глаза и заткнуть уши, чтобы не мешать разуму. По Платону, когда душа вселяется в младенца, она забывает все, что знала. Поэтому процесс познания есть, по Платону, процесс припоминания того, что душа знала ранее. К познанию Платон подошел с позиций диалектики (в данном случае от слова «диалог»), т.е. искусства поисково думать, исследовательски мыслить, опираясь на логику, распутывая противоречия в столкновении различных суждений.

4) О категориях. В отличие от ранних греческих философов, которые в качестве категорий рассматривали такие стихии, как огонь, воду, воздух, землю и эфир, Платон стал пользоваться категориями в современном их понимании как наиболее обобщенных и отвлеченных понятий. Платон предложил пять основных категорий: сущее, движение, покой, тождество и различие.

5) Учение о государстве. В своей философии Платон уделил внимание и проблеме государства, что также было не характерно для его предшественников. Среди шести существовавших форм государства наиболее оптимальными и Платон считал аристократию (справедливая власть меньшинства) и монархию (справедливая власть одного человека). Он считал, что демократия (власть большинства) редко бывает справедливой и чаще всего вырождается в тиранию (несправедливую власть одного человека), олигархию (несправедливую власть меньшинства) или тимократию (несправедливую власть большинства). Но Платон пошел дальше, выдвинув собственный план государственного устройства, согласно которому все население государства должно было делится на три сословия (управляющие государством философы, защищающие го воины и обеспечивающие материальными благами работники), из два из которых (философы и воины) не должны иметь частной собственности. В идеальном, с точки зрения Платона, государстве все его жители должны вместе проводить свободное время, вместе есть и отдыхать, не вступать в брак, иметь общих жен и детей, использовать труд рабов. Платоновское учение о государстве впоследствии часто подвергалось критике. Один из его наиболее ярких примеров критического отношения к данному учению можно найти у английского философа Карла Поппера (1902 – 1994), который обвинял Платона в реакционности как основоположника идей тоталитаризма.

6) Этические взгляды. Поскольку Платон считал, что высшее благо пребывает вне мира, то и высшая цель нравственности должна находиться в сверхчувственном мире. Ведь душа, по Платону, получает свое начало не в земном, а в высшем мире, то задача человека в том, чтобы возвыситься над чувственным миром и всеми силами души стремиться к высшему благу, освободив душу от всего телесного.

Платон оказал большое влияние на всю последующую идеалистическую (западноевропейскую и русскую) философию.
avatar