Главная » Вопросы » Университет » Философия

Каково историческое значение атомизма Левкиппа и Демокрита?
Каково историческое значение атомизма Левкиппа и Демокрита?
Категория: Философия | Добавил: Forget (02.04.2018)
Просмотров: 200 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 Ninaarc
02.04.2018 оставил(а) комментарий:
Атомисты – материалистическая философская школа, представители которой (Левкипп, Демокрит) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». Основателем атомизма считается Левкипп (V в. до н. э.). О Левкиппе известно мало: он происходил из Милета и был продолжателем натурфилософской традиции, связанной с этим городом. Он находился под влиянием Парменида и Зенона.

Существует мнение, что Левкипп – это вымышленное лицо. Основанием для такого суждения служит то, что о нем практически ничего не известно.

Ученик и соратник Левкиппа Демокрит из города Абдеры (ок. 470 или 370 до н.э.) считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита»). Поскольку он постоянно смеялся над несовершенством человека, то получил прозвище Смеющийся.

В учении Демокрита выделяются следующие основные положения:

1. Весь материальный мир состоит из атомов – мельчайших частиц, «первокирпичиков» всего сущего.

2. Атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

3. Атом неделим (это было опровергнуто наукой только на современном этапе ее развития).

4. Атомы бывают различной величины (от мельчайших до крупных) и форму (круглые, кривые и т. д.).

5. Между атомами существует заполненное пустотой пространство.

6. Атомы находятся в вечном движении.

7. Существует круговорот атомов: вещи, организмы после распада дают жизнь новым организмам, предметам.

Подводя итог рассмотрению досократических философских школ, следует еще раз отметить их характерные черты:

– явно выраженный космоцентризм;

– особенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей при-роды;

– поиск субстанции – первоначала, породившего все сущее;

– доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

Ситуация кардинально меняется на следующем, классическом этапе развития античной философии (в середине V века), когда происходит так называемый антропологический поворот, т.е. философов начинают интересовать не только проблемы мироустройства, но и человека. Это было связано, с одной стороны, с накоплением знаний об устройстве природы, а, с другой стороны, – с демократической организацией античных полисов, требовавшей нового типа личности с развитым логическим мышлением, способностью красноречиво излагать свои мысли и убеждать в своей правоте. Ответом на данный социальный запрос стала деятельность софистов.
avatar