Главная » Вопросы » Университет » Философия

Что отличает философский подход к рассмотрению человека?
Что отличает философский подход к рассмотрению человека?
Категория: Философия | Добавил: El_Storm (28.02.2018)
Просмотров: 75 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 Olediva
28.02.2018 оставил(а) комментарий:
В современной философии есть раздел, посвященный иссле­дованию человека,— «философская антропология». Под тем же названием и с теми же целями существует основанная в 20-х годах XX в. философская школа, главными представителями ко­торой являются немецкие философы М. Шелер (1874—1922), Г. Плеснер (1892—1985) и А. Гелен (1904—1976). Проблема чело­века — центральная в философском мировоззрении, средоточи­ем которого является вопрос об отношении человека к миру и к самому себе. Первые философы Индии, Китая, Греции об­ращали к человеку призыв: «Познай самого себя!» Кант, как из­вестно, полагал, что сферу философии «можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен де­лать? 3. На что я смею надеяться?»; все они охватываются по­следним: «4. Что такое человек?». Наиболее значимо для фило­софа выявление того, что есть лучшего во всем сущем и каковы возможности человека в освоении этого лучшего. Ведущая проблематика философии человека — ценностно-практическая (аксиопраксиологическая), хотя онтология и гносеология также вовлечены в философско-антропологическое рассмотрение.

Специфика философского подхода к постижению челове­ка, согласно распространенному ныне пониманию, состоит в том, что философию интересует человек в его направлен­ности к совершенствованию. Он рассматривается как суще­ство, действующее в соответствии с идеалом, с представле­нием о том, как должно быть, каков совершенный способ или результат активности, идеальная модель поведения или образцовое изделие.

Осмысление того, что такое человек, и ценностный строй мировоззрения, в рамках которого идет это осмысление, тесно взаимосвязаны. Макс Шелер в работе 1927 г. писал, что в западной культуре есть три традиционных круга представлений, дающих разные понятия человека:

Теологическая антропология, основанная на иудейско-христианских представлениях о творении, Адаме и Еве, рае и гре­хопадении.

Философская антропология, опирающаяся на греко-антич­ное понятие человека как разумного существа, у которого есть «разум», логос (речь и способность постигать «чтойность»), фронесис, mens, ratio. «С этим воззрением тесно связано уче­ние о том, что в основании всего универсума находится надче­ловеческий «разум», которому причастен человек, причем только он один из всех существ».

Естественно-научная антропология, отстаивающая положе­ние о том, что «человек есть достаточно поздний итог развития Земли, существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, только степенью сложности соединения энергий и способностей, которые сами по себе уже встречаются в низшей по сравнению с человеческой природе».

Пример ценностного подхода к пониманию человека дает позиция Шелера, предлагающего свой вариант философской антропологии. Он считает, что человек двойственен, существует в двух разных плоскостях. Во-первых, в сфере реального, где действуют витальные инстинкты и потребности, главные из них — голод, половое влечение, жажда власти. Во-вторых, в сфере идеального, где царят идеи и ценности. Направленность к идеальному отличает человека от животных. Сущность челове­ка — духовная, она выражается в его способности к усмотрению безусловных ценностей. Из нее вытекают различные пережива­ния: любовь, отчаяние, решимость к свободе, почитание высше­го. Дух противоположен жизни, реальному, где господствуют витальные влечения, он ставит человека выше витальных влече­ний, поднимает его над миром. Вместе с тем лишь дух, укоре­нившийся во влечениях, обладает жизненной силой. Развитие духовного есть осуществление божественного. Дух позволяет че­ловеку относиться к миру объективно, незаинтересованно. Но­ситель духа — личность. «Только человек — поскольку он лич­ность — может возвыситься над собой как живым существом, и, исходя из одного центра, как бы по ту сторону пространствен­но-временного мира. Сделать предметом своего познания все, в том числе и себя самого».
avatar