Главная » Вопросы » Университет » Философия

Что изучает философия истории?
Что изучает философия истории?
Категория: Философия | Добавил: V_V (27.02.2018)
Просмотров: 97 | Ответы: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 2
0 buzz
27.02.2018 оставил(а) комментарий:
История всегда привлекала внимание философов. Однако только в XVIII в. философия истории выделяется в самостоя­тельный раздел философии. Термин ʼʼфилософия историиʼʼ был введен Вольтером, а в трудах И. Гердера философия истории оформилась в особое направление исследований. К различным проблемам философии истории обращались Ш. Монтескье, Г. Гегель, К. Маркс, А. Тойнби, О. Шпенглер, К. Ясперс, М. Вебер, О. Конт, Н. Данилевский, П. Сорокин.

Философия истории имеет особый предмет, отличающий её от исторических наук. Вольтер полагал, что историк описывает исторические события, задача же философии истории — не из­ложение исторических событий, а истолкование исторического процесса в целом. Г. Гегель в ʼʼЛекциях по философии исто­рииʼʼ разделил всю историографию на три группы наук˸ перво­начальная история, рефлективная история и философская история (философия истории). Первоначальная история пред­ставлена в трудах историков, описывавших события, участни­ками которых являлись они сами. Рефлективная история — это та история, ʼʼизложение которой возвышается над современной эпохой не в отношении времени, а в отношении духаʼʼ. Она включает в себя˸ всеобщую историю (историю народа, страны или мира); прагматическую историю, которая описывает про­шлое в ракурсе проблем настоящего; и критическую историю, являющуюся критическим анализом исторических трудов. В сравнении с перечисленными видами истории философия истории излагает исторический материал на основании общих философских принципов, пытается обнаружить закономерно­сти мирового исторического процесса. Несмотря на то что проблематика философии истории менялась с течением време­ни, основным признаком, отличающим её от собственно исто­рических наук, является подход к истории с точки зрения фи­лософских принципов и категорий. Философия истории рас­сматривает проблемы внутренней логики и закономерностей исторического процесса, проблемы детерминизма и периодизации истории, проблемы смысла и цели истории, вопрос о куль­туре и цивилизации, о социальном прогрессе, о единстве и много­образии исторического процесса. Особое место в философии ис­тории занимают проблемы методологии и специфики истори­ческого познания. Зарождение и развитие этой проблематики связано прежде всего с деятельностью таких направлений, как философия жизни и неокантианство. В этих философских школах история рассматривалась как эталон гуманитарных наук, поэтому исследование специфики исторического позна­ния вылилось в осмысление методологических проблем гума­нитарных наук в целом.

В конце XIX в. философия истории становится объектом критики главным образом со стороны историков. В этот период высокого уровня достигает конкретно-историческое знание, опирающееся на археологию и источниковедение. На фоне успехов исторической науки философские концепции истории начинают критиковаться за слабую связь с конкретными историческими фактами, за абстрактный схематизм и дилетантизм. В этих условиях многие историки предпочитают обобщающим всемирно-историческим концепциям исследование конкретных исторических эпох, дубленное изучение частных вопросов. Историки кон. XIX - нач. XX в. противопоставляли конкретно-исторические исследования, прежде всего просветительской и гегелевской философии истории, которые базировались на абстрактно-гуманистических принципах разума, свободы и прогресса.

Логическим завершением противостояния истории и философии истории стало, по мнению А. Тойнби, превращение исторической науки в "индустрию фактов". Данная тенденция, с точки зрения А. Тойнби, выражается в том, что исследователи направляют усилия не на написание "всеобщих историй", а на сбор "сырого материала". Глобальные задачи сбора эмпирических данных предопределили разделение труда в исторической науке, рост числа коллективных исследований вместо индивидуальных и распространение скептического отношения к одиночкам, берущимся за написание обобщающих трудов. Эту тенденцию А. Тойнби называл превращением исторического исследования в разновидность труда "индустриальных рабочих".

Исследуя процесс противостояния истории и философии истории, можно сделать следующий вывод. Претендуя на обладание своим собственным предметом исследования, философия истории, тем не менее, невозможна без опоры на достижения исторической науки. В противном случае философия истории рискует выродиться в схоластическую спекуляцию.

Вместе с тем и исторические науки нуждаются в философии истории, поскольку в ней вырабатываются общие принципы синтеза разрозненного исторического материала.
0 Oleg74
27.02.2018 оставил(а) комментарий:
Филосо́фия исто́рии (историосо́фия) — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий. Также к философии истории относятся вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки в частности.

Хотя сам термин «философия истории» принадлежит французскому просветителю Вольтеру, вопрос о существовании общих законов исторического развития, непосредственно связанный с предметом философии истории в современном понимании, поставил немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества» (1784).
avatar