Главная » Вопросы » Университет » Философия

Как соотносятся сознание и бессознательное?
Как соотносятся сознание и бессознательное?
Категория: Философия | Добавил: Kaif (27.02.2018)
Просмотров: 127 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 AnnStar
27.02.2018 оставил(а) комментарий:
Ответ на данный вопрос зависит, во-первых, от того, признается или нет существование самою бессознательного, во-вторых, от того, как понимается бессознательное теми, кто считает ею несомненной реальностью. Немало ученых и философов отвергают понятие бессознательного или, по крайней мере, относятся к нему очень сдержанно и скептично: позиция ряда представителей аналитической философа, экзистенциализма, диалектического материализма.

В истории философии и психологии существует достаточно длительная традиция, восходящая к Декарту, которой свойственно игнорирование бессознательного, так как духовное в ней связывается только с сознанием, сводимым к мышлению.

Что же касается сторонников бессознательного, то их позиция по вопросу о соотношении сознания и бессознательного зависит от того, как понимается само бессознательное. А здесь история философской и научной мысли отличается большим разнообразием. Предысторией бессозна­ельного можно считать учение Платона о припоминании душой созерцавшихся ею до вселения в тело истин. Трактовку сознания как неосознанной психическом деятельности продолжили в XIX в. немецкие психологи Гербарт, Фехнер и Вундт. Они понимали его как досознательное психическое, которое потенциально способно войти в сферу сознания, ибо отличается от него лишь количественно, не качественно. Еще одно направление философского понимания бессознательного имело своей общей чертой ту или иную форму субстанниалнзации его, т. е. наделения самостоятельным бытием, независимым от душевной жизни человека. Примером может служить философия Шеллинга, который считал природу «дремлющим духом», а сознание духом бодрствующим, просыпающимся полностью в человечестве. Высшую форму духовности он видел в искусстве, где происходит наиболее адекватное слияние с бессознательной «поэзией природы». Субстанциализация бессознательного в философии XIX в. была связана с иррационализмом (Шопенгауэр, Э. фон Гартман, Ницше). Так, Шопенгауэр считал сутью всего сушего бессознательную мировую «волю к жизни», которая объективируется в виде природы и человека. А Э. фон Гартман субстанциальное духовное начало прямо именовал «бессознательным», а сознание считал лишь одним из его проявлений и орудий. Еще одно направление в осмыслении бессознательного было связано с изучением психопатологических и гипнотических явлений. В основе их, считали представители данного направления (французские психиатры XIX—XX вв. Бернгейм, Льсбо, Жане, Шарко), лежат динамические процессы чисто психологического характера, которые протекают вне сознания, не контролируются им и которые отличны от феноменов сознания. Специфика данного подхода к бессознательному заключается также в смешении его проблематики в мотивационную сферу, поиск бессознательных детерминант поведения. Создателем наиболее распространенной и влиятельной концепции бессознательного в XX в. был 3. Фрейд. Он различал собственно бессознательное — то, что вообще никогда не осознается в оригинальном виде (сексуальные и агрессивные влечения, а также вытесненные из сознания мысли, впечатления, импульсы), а также предсознательное — то, что может осознаваться при определенных условиях (нормы морали, ценности, компоненты рационально-волевой сферы). Осознаваться может только то, что совместимо с социо-культурной конституцией личности. Сознание же связано с восприятием внешнего мира и управлением моторными актами. К области бессознательного Фрейд относил также так называемое «архаическое наследство» человечества — коллективную копилку представлений, типических реакцией и механизмов психики. Идея коллективного бессознательного также широко использовалась К. Юнгом. Интересные результаты, проливающие свет на некоторые аспекты бессознательного, были получены Д. Н. Узнадзе и его последователями при изучении феномена неосознаваемой установки, т. е. психической готовности к совершению умственного или физического действия.
avatar