Главная » Вопросы » Университет » Философия

Не приведет ли прогресс в области изучения мозга к отказу от понятий «сознание», «психика»?
Не приведет ли прогресс в области изучения мозга к отказу от понятий «сознание», «психика»?
Категория: Философия | Добавил: spring (27.02.2018)
Просмотров: 131 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 Kaif
27.02.2018 оставил(а) комментарий:
Данный вопрос сам по себе неявно основывается на убеж­дении, что мы пользуемся понятиями ʼʼпсихикаʼʼ и ʼʼсознаниеʼʼ (далее будем для краткости говорить лишь ʼʼсознаниеʼʼ) только потому, что не знаем пока, какие нейрофизиологические про­цессы, закономерности скрываются за ними. ʼʼСознаниеʼʼ, та­ким образом, есть некий ʼʼXʼʼ, временное обозначение како­го-то нейрофизиологического содержания, и как только будет найдено ᴇᴦο реальное значение, этот ʼʼXʼʼ будет отброшен за ненадобностью. Получается, что термин ʼʼсознаниеʼʼ есть лишь выражение нашего невежества. Когда же, наконец, с ним будет покончено, когда мы окажемся в состоянии, изучив мозговые процессы в деталях на молекулярном уровне, описывать мыш­ление, чувства, мотивы и т. п. на языке нейрофизиологии, биохимии и биофизики,— тогда психологию как науку придет­ся закрывать или переименовывать в психофизиологию (кста­ти, такая дисциплина уже реально существует). Психологи, однако, не боятся лишиться предмета своей науки, а философы не испытывают страха за судьбу понятия ʼʼсознаниеʼʼ в связи с прогрессом в молекулярной биологии и нейрофизиологии. Правда, по разным причинам˸ одни потому, что вообще не ви­дят связи между сознанием и мозгом (объективные идеали­сты), другие потому, что сами уже давно и с энтузиазмом предлагают от него отказаться (позитивисты и некоторые мате­риалисты).

Идея о том, что понятия, подобные сознанию, мы исполь­зуем от недостатка естественно-научных знаний, возникла в XVIII в. Одним из первых её стал разрабатывать француз­ский врач и философ-материалист Ж. Ламетри. Борясь с рели­гиозным спиритуализмом (учением о независимом от тела су­ществованием души), он доказывал, что познать душевные яв­ления можно только на базе медицинских наблюдений, это дело не священников, а врачей. Ведь человек, в сущности, есть машина, все движения которой (включая и душевные) можно свести к механике и химии. Позднее другие философ­ствующие медики — сначала П.-Ж. Кабанис во Франции в нач. XIX в., затем К. Фогт в Германии в середине того же столетия доказывали, что мозг есть орган сознания, а сознание является ᴇᴦο функцией. К. Фогт, бывший особенно популяр­ным в 40-е годы, даже утверждал, что мысль выделяется моз­гом так же, как желчь — печенью. За это, правда, он и ᴇᴦο со­ратники по борьбе со спиритуализмом получили прозвище ʼʼвульгарных материалистовʼʼ. Но какие бы обидные клички ни придумывали им противники, приверженцы ʼʼврачебно-материалистическогоʼʼ понимания сознания лишь укреплялись в своей вере свести однажды сознание к физиологии и увели­чивались в числе. Среди них мы найдем и видных русских ученых — И. М. Сеченова, И. П. Павлова.
avatar