Главная » Вопросы » Университет » Философия

Какова разница между философским и психологическим пониманием сознания?
Какова разница между философским и психологическим пониманием сознания?
Категория: Философия | Добавил: Ninaarc (27.02.2018)
Просмотров: 162 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 spring
27.02.2018 оставил(а) комментарий:
Многие столетия понимание сознания было делом исклю­чительно философии. Психология как самостоятельная наука обособляется лишь во 2-й пол. XIX в. Задачей психологии яв­ляется изучение всей совокупности душевных явлений, и то, что в философии объёмлется одной категорией сознания, в психологии разделяется на мышление, память, волю, вообра­жение, восприятие и т. д. Психология, таким образом, гораздо более дифференцированно и конкретно подходит к душевной жизни, чем это делает философия, стараясь изучить все её проявления. Далее, психология рассматривает сознание наряду с другими разновидностями психического, как один из видов психической деятельности. Сознание как осознаваемое психи­ческое соотносится с бессознательным (неосознаваемым, досознательным, предсознательным) психическим. Для психолога сознание есть лишь часть психики, и он старается понять, как происходит осознавание, какова связь, отношения между осоз­наваемым и бессознательным. Поэтому можно сказать, что психологическое понимание сознания не только более конк­ретное, но и более узкое, нежели философское.

Главное отличие философского подхода к сознанию заклю­чается, однако, в том, что это подход мировоззренческий. От­влекаясь от конкретных характеристик психических процессов, философия старается определить онтологический статус психи­ческого, духовного вообще понять, как они существуют, есть ли они бытие, и если да, то что это за бытие. Иначе говоря, вопрос˸ ʼʼЧто есть сознание? Какова ᴇᴦο сущность?ʼʼ — это во­прос не психологический. Философия, обозначая все духовное, идеальное (включая и бессознательное психическое) катего­рией ʼʼсознаниеʼʼ, выясняет отношения ᴇᴦο с телесным, матери­альным, будь то материя, природа или человеческий мозг. Та­кие задачи не могут быть решены в рамках психологии, как, впрочем, и какой-либо инои̌ специальной науки или их сово­купности. Не должна быть решена в психологии и другая проблема — происхождения сознания. Психология шаг за шагом описывает этапы формирования сознания у индивида, подска­зывает, как лучше сформировать те или иные психические на­выки, умственные действия, но отступает перед вопросом о том, откуда берется сознание у ребенка, как произошло ду­ховное вообще. Здесь она уступает место философии и опира­ется затем на то или иное философское учение о сознании как на свое теоретико-методологическое основание.

Философское и психологическое понимание сознания по­этому не разделены какой-то пропастью. Напротив, они вза­имно предполагают друг друга. Психология всегда основывает­ся на каком-то определенном философском учении о духов­ном. Например, советская психология, определявшая сознание как ʼʼсубъективный образ объективного мираʼʼ, опиралась на диалектико-материалистическое учение об отражении и о ма­терии как объективной реальности, данной нам в ощущении. А бихевиоризм, сводивший предмет психологии к поведению и ʼʼв упорʼʼ не видевший никакого сознания, основывался при этом на неопозитивистских философско-методологических идеях. Но и психологические открытия в сфере душевной жизни, в свою очередь, не оставляют философию ʼʼравнодуш­нойʼʼ. Те или иные психологические проблемы или находки могут повлечь за собой выдвижение новых философских кон­цепций, способствовать новому пониманию природы сознания.
avatar