Главная » Вопросы » Университет » Философия

Как видят историю Н. Бердяев и Вл. Соловьев?
Как видят историю Н. Бердяев и Вл. Соловьев?
Категория: Философия | Добавил: withay (27.02.2018)
Просмотров: 112 | Ответы: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 2
0 Ferst
27.02.2018 оставил(а) комментарий:
История рассматривается Н. Бердяевым и Вл. Соловьевым в рамках русской историософской мысли, т. е. с точки зрения смыслов истории, религиозных и метафизических в первую очередь. В этом плане историософские взгляды этих двух рус­ских мыслителей радикально противоположны ʼʼпозитивист­ским иллюзиямʼʼ выявления всеобщего алгоритма истории для разных народов и культур.

Бердяев воспринимал историю как чистое творчество, сво­бодное волеизъявление ума. Важное значение для Бердяева име­ет критика прогресса; цель этой критики заключается не только в том, чтобы показать ᴇᴦο противоречия, но обосновать ʼʼточку зрения судьбыʼʼ на смысл российской истории. Учение о про­грессе, по Бердяеву, безнравственно, поскольку для массы чело­веческих поколений оно сознательно готовит только гибель, а также, апеллируя к ʼʼгрядущим поколениямʼʼ, лишает нынеш­нее поколение перспектив свободы и любви. Таким образом, ʼʼпланированиеʼʼ истории, свойственное позитивной социологии, признается необъективным; ᴇᴦο истинная альтернатива — это экзистенция, признание эсхатологизма истории, ʼʼзлоʼʼ истории находится в ʼʼобъективацииʼʼ, материально-утилитарной телес­ности бытия. Ценности, предлагаемые историософией Бердяева, не лишены противоречий. Так, отрицая прогрессистскую матри­цу развития истории (роста совершенства, стадиальности), Бер­дяев тем не менее сформулировал христианско-эсхатологическую перспективу истории — ʼʼНовый Град Божийʼʼ, идеал мета­физического совершенства, в котором состоится космическая гармония, абсолютное добро, социальная справедливость и со­трудничество на универсальной базе любви людей к Богу.

Существенное место в историософии Н. А. Бердяева занима­ет проблема русского социализма. Считая, что с самого возник­новения социализм претендовал на роль новой религии, Бердяев разграничил два типа социализма. Первый — нейтральный — подчиняет духовное экономическому; второй — религиозный — принудительный, нетворческий. В нем человек — только средство для счастья грядущего человечества. Первый тип лучше по­тому, что расчищает почву для будущего, не определяя, каким будет это будущее, и, следовательно, сохраняя ценность истори­ческой свободы человека к самостоятельному выбору.

Вл. Соловьев, в отличие от Бердяева, не принимает проти­вопоставления личности и общества, критикуя как ʼʼгипнотикрв индивидуализмаʼʼ, так и ʼʼгипнотиков коллективизмаʼʼ. Вместе с тем как Н. А. Бердяев, так и Вл. Соловьев (вслед за славяно­филами) подтверждают диагноз, вынесенный цивилизации За­пада˸ разъедающий душу человека техницизм, ʼʼатомизм в жиз­ни, атомизм в науке, атомизм в искусствеʼʼ, атомизм в истории (ʼʼголые схемыʼʼ и бездушные законы). Соловьев различает три основные исторические формы организации общества˸ родовую, национально-государственную и ʼʼвсемирное общение жизниʼʼ. Последняя форма является идеалом жизни будущей, сутью ко­торой выступает преобразование природного человечества в ду­ховное, или в Богочеловечество. Восхождение к Богу согласова­но и с космогоническими процессами. Хотя богочеловеческая цель развития и не была заложена в природе реального мира, но должна быть достигнута, иначе развитие космоса теряет смысл. Богочеловеческий смысл истории возникает только с христианством и реализуется как возможность исполнить че­ловеком божественный замысел. Семья, Отечество, Церковь — суть исторические образы божественного замысла абсолютного Добра, манифестирующие нравственный порядок.
0 Ferst
27.02.2018 оставил(а) комментарий:
История, согласно Соловьеву, есть богочеловеческий процесс, возможный по той причине, что Добро способно воплотиться в земных условиях в виде объединения человека с Богом. Залогом реальности такого исторического этапа служит первый Богочеловек (Христос). Идея восхождения к Богу носит название «творческой эволюции» и решается в рамках религиозного эволюционизма. Возрастание сложности бытия ведет к новому типу духовно-телесной организации; ее высший идеал возможен только в обществе «свободной теократии», предпосылкой которого служит социально-религиозная реформа общества. В этом фиксированном пункте исторического процесса Вл. Соловьев полностью расходится с Н.А. Бердяевым, считавшим свободу основным содержанием истории. Идеальный проект мироустройства, к которому лолжно двигаться человечество, согласно Соловьеву, зиждется на духовном авторитете вселенского первосвященника, светской власти национального государя и свободном служении пророка — инициатора свободного прогресса. Нравственный хри стианский ориентир, заключающийся в ясном осознании добра и зла,— источник исторического спасения. «Спасающийся спасется» — максима философа, высказанная им в «Трех разговорах». Несомненно эсхатологическое видение истории ведет Соловьева к осознанию знаков последних времен. Панмонголизм — один из них. Но самый главный — это приход Антихриста, персонификации мирового зла, обладающего сверхъестественной способностью имитировать «личину добра». Суммируя историософские взгляды Н. А. Бердяева и Вл. Соловьева, необходимо отметить «открытость» их моделей истории дтя будущего: история, ждущая Человека, и история, ждущая Богочеловека, имеет религиозный смысл и не прерывается.
avatar