Главная » Вопросы » Университет » Философия

Почему для Н. А. Бердяева ценность личности абсолютна?
Почему для Н. А. Бердяева ценность личности абсолютна?
Категория: Философия | Добавил: Tester (27.02.2018)
Просмотров: 126 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 withay
27.02.2018 оставил(а) комментарий:
Проблемы философской антропологии, т. е. проблема на­значения, оправдания и творчества человека, по собственному признанию Бердяева, всегда находились в центре ᴇᴦο интере­сов. Н. А. Бердяев продолжил ʼʼбунтʼʼ Ф. М. Достоевского и С. Кьеркегора против гегелевской концепции человека, про­тив ʼʼтираническогоʼʼ господства всеобщего над индивидуаль­ным, против поглощения схемой человека. Бердяев обращается к личности, а не к абстрактному человеку как представителю рода. Он различает индивидуальность как натуралистиче­ски-биологическую категорию и личность как категорию духов­но-религиозную. Индивид есть часть природы и общества. Лич­ность же не должна быть частью чего бы то ни было˸ она есть единое целое, она соотносительна Богу, обществу и природе. Концепция личности Бердяева несет в себе два основных при­знака. Во-первых, гуманистический смысл свободы, как очело­веченности бытия. Во вторую очередь, противостояние свободы и не­свободы как сущности антропологической антиномии, решает­ся Бердяевым в пользу ценности целостной творческой личности. Духовная основа личности не зависит от природы и общества и не определяется ими. Главная характеристика личности — это её свобода. Противоречие человеческой приро­ды носит у Бердяева трагический характер.

В корне понимания трагичности бытия человека в мире и свободы лежит дуалистическое представление о двухслойной действительности. Бердяев различает ʼʼмир призрачныйʼʼ (мир объективации, материального бытия) и мир подлинный (мир ʼʼбез кавычекʼʼ, идеальное бытие, мир любви и свободы)./Поня-тие объективации соответствует смыслу отчуждения как погло­щения неповторимо-индивидуального безлично-универсальным бытием. Объективация есть призрачное существование подлин­ного бытия, утерявшего свободу. Бердяев говорит об обреченно­сти духа и тела человека на плен ʼʼу мираʼʼ. Антиномия темных ʼʼдемоническихʼʼ сил государства и света личной свободы (пути к спасению) составляет сущность современного положения че­ловека в мире. Преодоление плена есть освобождение духа, вы­ход ʼʼиз рабства в свободу, из вражды мира в космическую лю­бовьʼʼ. Способность к свободе имманентна человеку, ибо он — образ и подобие Творца. Эта свобода есть творчество. То­лько творчество может выступить мерой богоподобия человека.

ʼʼТайна творчества есть тайна свободы. Понять творческий акт и значит признать ᴇᴦο неизъяснимость и безоснователь­ностьʼʼ. Творческая сущность человека, объединяющая ᴇᴦο с Богом, заставляющая двигаться к свободе, подкреплена её соборным качеством. Соборность есть единство людей на базе любви к Богу и друг к другу. Соборность проявляется в коммюнитарности людей и не знает внешнего авторитета.

Внешнее общественное воздействие, считал Н. А. Бердяев, вынуждает человека приспосабливаться к социальной обыденности, требованиям государства, нации, нравам. Это ввергает человека в атмосферу полезной лжи, так как правда всегда ведет человека к конфликту с обществом. Однако самое значительное идет в человеке изнутри, а не от социальных влияний. Личность имеет большую ценность, чем общество и государство, потому что она индивидуализирована, автономна в своем «внутреннем». Личность асоциальна, потому что она принадлежит — как свободная и творческая,— не обществу, а космосу. Судьба человека зависит от понимания им свободы и умения ею пользоваться, а призвание — не выбирать между добром и злом, а творить добро.

Н. А. Бердяев первым представил в Европе XX в версию христианского экзистенциализма. Он был уверен в том, что христианство антропоцентрично, так как «только христианство учит, что Бог стал человеком. Пропасть межлу Богом и человеком была преодолена». Человек одновременно принадлежит царству Бога и царству Кесаря. На этом основаны права и свободы, пределы власти общества и государства над человеком. Воссоединение человека с Богом разрешает конфликты человека. Как существо творческое человек может реализовать свою экзистенциальную свободу — принять духовные ценности и жить ими. Он призван очеловечить природу, одухотворить человечества. Реальным и совершенным воплощением Богоче-ловечества, по Соловьеву, является Христос. Но это не только идеал человеческого образа, но и высшая цель исторического процесса. Человечество придет к торжеству мира и справедливости не ранее того, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог, переместившийся из центра вечности в центр исторического процесса.

В. С. Соловьев славил проблему цельного знания, в котором совмещаются принцип автономности разума, на котором основан рационализм, с принципам богоолкровенносли христианского вероучения, являющимся основой богословия. Тем самым мыслитель ставит более широкую задачу интеграции христианской теологии с естественно-научным и философским эволюционизмом.
avatar