Главная » Вопросы » Университет » Философия

Как связаны идеи всеединства и софийности в философии В. С. Соловьева?
Как связаны идеи всеединства и софийности в философии В. С. Соловьева?
Категория: Философия | Добавил: Pilat (27.02.2018)
Просмотров: 153 | Ответы: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 1
0 Tester
27.02.2018 оставил(а) комментарий:
Важнейшим вкладом в русскую философскую мысль стала заложенная В.С. Соловьевым традиция русской метафизики всеединства, воплощающая внутреннюю интенцию русской культуры к синтезу философии и богословия, западной и вос­точной, рациональной и мистической мысли.

В разработке философии всеединства Соловьев исходит из славянофильской идеи соборности, трансформируя её в онто­логический, всеохватывающий, космический принцип. Ядро метафизической схемы всеединства составляет учение о сущем. Значения сущего˸ а) сущее как абсолютное начало безусловно­го единства (а не суммы частей) — Бог; б) сущее как бытие, как начало множественности форм. Бытие необходимо сущему, в противном случае сущее обратилось бы в ничто. Бытие Со­ловьев называет также сущностью, обозначая сущее как един­ство в бытии. Концепция сущего как начала и как бытия по­лучила название ʼʼположительного всеединстваʼʼ.

Всеединство в философии Соловьева выступает в несколь­ких аспектах˸

— онтологическом — как единство Бога, человека и космоса — ʼʼВсе едино в Богеʼʼ;

— аксиологическом — как единство Истины, Красоты и Добра;

— гносеологическом — как единство трех видов знания˸ эмпирического (науки), рационального (философия) и мистического (религия). Философия всеединства в данном свете сохраняет единство конкретного (ʼʼжизненногоʼʼ), религиозного и отвлеченного (умозрительного);

— практическом — как единство общества, государства и церкви. Духовной основой такого объединения является сли­яние православия, католицизма и протестантизма. По принци­пу всеединства существуют все жизнеспособные целостности, в т.ч. и общество.

Мир, согласно Соловьеву, не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного создателя. Необходимо принять ᴇᴦο внутреннюю противоречивость. В этом плане Соловьев демон­стрировал диалектический подход в действительности˸ непре­рывная динамика бытия предполагала активное начало мира. Таким началом выступает мировая Душа. Ее основной при­знак — особая энергия, одухотворяющая все сущее. Но миро­вая Душа сама нуждается в божественном импульсе˸ Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму её деятельности. Эта вечная божественная идея в системе Соло­вьева получила название Софии-Мудрости. Фундаментальность понятия Софии для философии Соловьева такова, что саму ᴇᴦο философскую систему нередко называют софиологией.

Понятие Софии заимствовано из неоплатонизма, но ᴇᴦο интерпретация носит оригинальный характер.

София — это ʼʼдуша мираʼʼ, основа и сущность этого мира, связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству. Значения, придаваемые Соловьевым софийности, многообразны˸ это и абсолютное, и богочелопеческое. и антропологическое, и эстетическое, и эсхатологическое. Принципиальным для системы всеединства является представ­ление о возможном конкретном единстве Логоса и Софии˸ ʼʼОсуществляющий в себе и носящий это единство Христос, как цельный божественный организм и индивидуальный вмес­те — есть и Логос и Софияʼʼ.

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьева через концепцию Богочеловечества. Реальным и совершенным воплощением Богоче-ловечества, по Соловьеву, является Христос. Но это не только идеал человеческого образа, но и высшая цель исторического процесса. Человечество придет к торжеству мира и справедливости не ранее того, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог, переместившийся из центра вечности в центр исторического процесса.

В. С. Соловьев ставит проблему цельного знания, в кото ром совмещаются принцип автономности разума, на котором основан рационализм, с принципом богооткровенности христианского вероучения, являющимся основой богословия. Тем самым мыслитель ставит более широкую задачу интеграции христианской теологии с естественно-научным и философским эволюционизмом.
avatar