Главная » Вопросы » Университет » Философия

Существует ли особый стиль русской философской мысли?
Существует ли особый стиль русской философской мысли?
Категория: Философия | Добавил: Ferst (27.02.2018)
Просмотров: 99 | Ответы: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 2
0 Люсси
27.02.2018 оставил(а) комментарий:
Философская мысль основана не только на всеобщих рацио­нально-теоретических процедурах, но и на этнокультурных тра­дициях. Если существует британский эмпиризм, американский прагматизм, французский материализм, то правомерно обсуж­дать проблему русской философской традиции, имеющей и дру­гие названия — ʼʼрусская философияʼʼ, ʼʼспособ русского фило­софствованияʼʼ, ʼʼрусское философское мышлениеʼʼ. Учитывая многообразие направлений, а также социально-исторические корреляты развития философии в России, можно говорить о сущности русской философии как специфической националь­ной традиции мысли, заданной картинои̌ мира, моральными нормами и верованиями, имеющими фундаментальный характер для поддержания этнической идентичности.

ʼʼРусскостьʼʼ философской мысли проявляется не в её изо­ляции и автономности, а в способности через призму нацио­нальной ментальное пропустить образы античной, средневе­ковой, просветительской, материалистической традиции. Эта­пы развития русской философии по своей сути являются, во-первых, историей становления самобытного мировидения и, во-вторых, тесно связаны с европейской философией, приня­тием или критикой её основ. Этими этапами выступают˸

1. XI—XVII вв. Зарождение русской философии, обуслов­ленное связью с эллинизмом, античной диалектикой платониз­ма, византийским христианством и восточной патристикой. Основные проблемы здесь — соотношение веры и разума, здравого смысла и интуиции, философии и теологии, идеала аскетического и мирского. Это время возникновения доктрины старца Филофея ʼʼМосква — Третий Римʼʼ и поиска культурной идентичности.

2. XVIII в. Философская мысль дифференцируется на ант­ропологию, гносеологию, социальные взгляды, развиваются идеи просветительского гуманизма (Г. С. Сковорода, Н. И. Но­виков, А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев и А. Д. Кантемир). Это эпоха становления русской метафизики с характерным для нее интересом к проблеме Бога, человече­ской души.

3. XIX в. Философская культура приобретает выраженный общественный акцент˸ большой резонанс получает спор запад ников и славянофилов об исторической судьбе России; развиваются материалистические взгляды (Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев); распространяется народническая идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский). Сущест­венный вклад в философию вносит В. С. Соловьев, труды ко­торого легли в основание русской религиозно-философской мысли.

4. XX столетие обогатило отечественную философскую тра­дицию творчеством Н. А. Бердяева, Л. Н. Толстого, С. Н. Бул­гакова, П. А. Флоренского, Н. О. Лосского, С. Л. Франка. На­ ряду с классикой русской религиозной философии утверждается и развивается марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Ок­тябрьская революция становится прологом к гегемонии диалектико-материалистической философии и её превращению в госу­дарственно-идеологическую доктрину. Это период развития секулярной, научно ориентированной мысли. Постсоветский этап в развитии философской мысли находится в состоянии станов­ления и характеризуется активным поиском новых парадигм и расширением проблемного круга.
0 Люсси
27.02.2018 оставил(а) комментарий:
Отечественные мыслители выделяют ряд особенностей исторического развития русской философии, таких как связь с православной теологией и литературой, антропологическая ориентация, космизм мысли, постоянное внимание к проблемам смысля истории. Эти особенности концентрируются в следующих концептуальных признаках русской философской классики. Онтологизм проявляет себя в придании бытийного статуса гносеологическим и этическим понятиям (онтология «Добра» В. С Соловьева, «Непостижимого» С. Л. Франка! в противоположность западной философии; в утверждении реальности как динамического единства Бога, человека и космоса, в мессианской роли человека в деле спасения мира. Метафизичность тесно связана с онтологизмом и выражается в характерном рассуждении о связи мира тварного с миром нетварным, о Боге, о человеческой душе. Отсутствие схоластики как этапа в развитии русской культуры пре юпрелелило интуитивизм и гвианныи I ним гносеологический реализм русской философии, заключающийся в при шании высшей формой познания интуицию как опыт непосредственного, живого чувства реальности. Интуиция стоит выше рационального, интеллектуального познания (отсюда критика западного рационализма); она синтетична по своей сути, ее предмет — целостность мира во всей его сложности и трагичности. Признак антропологизма указывает на то, что в центре философских рассуждений неизменно оказывается человек, его творческие и нравственные силы. По этой причине русские философы уделили исключительное внимание соборным качествам человека, его духу и жизни. Историософичность раскрывается в поиске глубинных духовно-культурных и религиозных архетипов истории, ее софийности (Вл. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. Флоренский); обсуждение истории направлено на выявление смысла истории. Система ценностей русской философии на разных этапах ее развития в целом сохраняла антиутилитарный, антисциентистский, нравственно-гуманистический характер.

Перспективы развития русской философии и ее теоретическое будущее видятся современным отечественным мыслителям как путь гармонизации духовного наследия с новейшими парадигмами философского мышления. Возврат к человеку (реант-ропологизация), реабилитация философии истории, тенденция к интегративности, к синтезу философии с различными отраслями духовной культуры общества, сохранение как аналитических, так и метафизических ориентиров — вот, пожалуй, самый значительный результат становления русской философии.
avatar