Главная » Вопросы » Университет » Философия

Как постмодернисты «реконструируют» человека?
Как постмодернисты «реконструируют» человека?
Категория: Философия | Добавил: withay (26.02.2018)
Просмотров: 134 | Ответы: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 2
0 Ferst
26.02.2018 оставил(а) комментарий:
Постмодернистская антропология реализуется не только в контексте научной революции и внутренней формы культуры, но и как самосознание современной цивилизации. Его клеточ­кой и реалией стал человеческий индивид в своеобразии ᴇᴦο своевольного эмоционального ʼʼЯʼʼ. В постмодерне любая об­щность, не оправданная внутренне таким индивидом, любая коллективная норма и правило выступают по отношению к нему как насилие, репрессия, от которых он должен освобо­диться. На философском уровне такими репрессивными силами признаются логика и рациональность. Самоощущение индиви­да, неуловимые состояния, культура повседневности — предметы постоянного внимания постмодерна. По этой причине в челове­ке интересно только неповторимо индивидуальное, неставшее, неоформленное, более человечное, нежели структура. ʼʼНет ни­чего более бесчеловечного, чем прямая линияʼʼ. ʼʼЗабудьте все, чему вас учили — начинайте с мечтыʼʼ. Человек — это ʼʼкульт не­посредственногоʼʼ, ʼʼочарование тривиальногоʼʼ.

Постмодерн разрушает антропологическую доктрину модер­на — великого времени освобождения человечества, сосредото­чивая внимание на ʼʼпрофанном гуманизмеʼʼ, на самомнении разума, на разложении целостного человека религиозных эпох. Но со временем выявилась и другая идея — недостаточности разложения первоначальной целостности человека. Маркс во­преки тезису о всестороннем развитии и освобождении инди­вида свел ᴇᴦο к экономической природе. Сверхчеловек Ницше элиминирует трансценденцию, заменяя её могуществом и во­лей. В постмодернизме эта идея выражается в замене интерп­ретацией (деконструкцией) реального человека в мире. По этой причине свобода постмодернистского человека — это свобода коммуникации, дискурса, текст, интерпретации; к это­му приводит принципиальный ценностный плюрализм.

Создание интегральной антропологической картины — во­прос сохранения основы понимания мира и адекватного ответа человека миру на ᴇᴦο вызовы. Постмодерн принципиально отказывается от этой задачи, так как не может собрать воедино ускользающий мир, скрепить ᴇᴦο смысловым стержнем и цело­стной системой ценностей.
0 Ferst
26.02.2018 оставил(а) комментарий:
Постмодерн отрицает универсализм в человеке, акцентируя ак­тивный рост претензий к жизни. Развенчать добро — цель постмо­дернистской этики; это процесс размывания реальных человече­ских отношений. Так, Деррида не хочет мириться с тем, что че­ловек может действовать бескорыстно. Дар, подарок, служение, любовь — ʼʼфальшивые монетыʼʼ, так как одаряемый испытывает чувство признательности к дарителю, который в свою очередь получает удовлетворение от дарения. Получается, что подарка в чистом виде не существует˸ ʼʼсущность подарка аннулирует по­дарокʼʼ. Человек в постмодерне бесконечно плюрален; отсутствие единои̌ системы ценностей ведет к такому множеству позиций, которое не способно стать единством. Несубстанциональный, ʼʼполыйʼʼ человек имеет только один вектор — игру и движение образов, превращающих ᴇᴦο в подобие симулакра. Антропологи­ческий тип, на который ориентирован постмодерн,— это космо­полит, свободный от догматов любых традиций и норм, прекрас­но понимающий их условность. Это абсолютно искренний по отношению к своим природным инстинктам ʼʼшизоидʼʼ (Делез), ценящий прежде всего потребление. Это интеллектуал, владею­щий правилами любой языковой игры и столь же легко осво­бождающийся от них. ʼʼНикогда человек не был, казалось бы, столь расплавлен и текуч — и никогда не был он одновременно столь замкнут в своей самости, столь хладен сердцемʼʼ (Вяч. Вс. Иванов), сочетал бы готовность к отречению от старого и уста­лость, равнодушие.
avatar