Главная » Вопросы » Университет » Философия

Какие проблемы изучает герменевтика?
Какие проблемы изучает герменевтика?
Категория: Философия | Добавил: buzz (26.02.2018)
Просмотров: 183 | Ответы: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 4
0 Oleg74
26.02.2018 оставил(а) комментарий:
Термин «герменевтика» происходит от греческого hermeneuo — разъясняю, толкую. В Древней Греции герменевтикой называлось искусство истолкования текстов. Согласно мифологическим представлениям греков, язык богов непонятен простым смертным. Гермес — посредник между богами и людьми — истолковывает волю богов, делает ее понятной человеку. С именем Гермеса связывается возникновение искусства понимания и происхождение термина «герменевтика». В настоящее время герменевтика — это философская теория понимания. Основы философской герменевтики заложены в трудах Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Э. Бетти, Х.-Г. Гадамера, П. Рикера, Ю. Хабермаса, К. О. Апеля и др.

Исходной для герменевтики является ситуация непонимания — неясности смысла целого текста или его фрагментов. Понимание предстает как процесс обретения или восстановления смысла текста. Античная герменевтика развивалась как искусство понимания религиозных, философских, исторических и юридических источников, смысл которых утрачен или неочевиден. Задачу понимания противоречивых и многозначных фрагментов Библии решала библейская экзегетика (от греч. exegetike — истолковываю). На основе античной герменевтики и библейской экзегетики, получивших новый импульс к развитию в эпоху Возрождения и Нового времени, возникает философская герменевтика, разрабатывающая теорию понимания.

Для философской герменевтики главным является вопрос о том, что такое понимание. В поисках ответа на этот вопрос философская герменевтика поднимает и рассматривает ряд проблем. Является ли понимание приписыванием смысла тексту, или смысл уже заложен в тексте и задача понимания состоит в том, чтобы выявить этот смысл Можно ли представить понимание как рациональную, воспроизводимую процедуру, или оно всегда остается интуитивным постижением смысла Выполняет ли понимание функцию метода познания в гуманитарных науках Что такое герменевтический круг Является ли понимание способом человеческого бытия Иными словами, философская герменевтика формулирует и обсуждает ряд проблем, связанных со структурой, условиями и целями понимания, с характеристикой субъекта и объекта понимания.
0 Forget
26.02.2018 оставил(а) комментарий:
Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую», этимология которого неясна):

• искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности;
• направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов.

Теоретик и (или) практик в области библейской (богословской), философской или филологической герменевтики называется гермене́втом.

Основной вопрос герменевтики: как возможно понимание?
0 Ninaarc
26.02.2018 оставил(а) комментарий:
Герменевтика первоначально означала искусство истол­кования текстов — толкования символов, иносказаний, произведе­ний древних поэтов, а затем и Библии. Поэтому герменевтику можно назвать теорией интерпретации.

У герменевтики длинная история. Считалось, что ее основателем и покровителем являлся бог Гермес, который был истолкователем посланий олимпийских богов. В эпоху античности толкователи пы­тались выявить скрытый смысл аллегорических произведений Гоме­ра, Эзопа или предсказаний оракулов. В Средневековье часто по-раз­ному толковали смысл того или иного выражения в библейских текстах, что приводило к внутрицерковным расколам. Особенно остро проблема интерпретации встала в эпоху Реформации: теологи и филологи, историки и юристы вели споры об аутентичности тех или иных Священных текстов, о понимании той или иной юридической нормы. Исторически эти споры вылились в отделение от католичес­кой церкви протестантизма.

В философии герменевтическая проблематика состояла в следую­щем. Возможно ли одно определенное, наиболее истинное толкова­ние какого-либо текста или допустимы разные истолкования?

Еще древние истолковате­ли пришли к выводу, что условием понимания частей текста является предварительное понимание смысла текста в целом, а понимание текс­та в целом предполагает понимание его частей. Этот феномен получил название герменевтического круга. Философское осмысление эта тема получила в разработках немецкого философа, филолога и богослова Ф. Шлейермахера (1768—1834). Он подметил, что для отнесения каких-либо фрагментов текста, в качестве которого можно восприни­мать и художественное произведение, и исторические события, к како­му-либо целому мы должны уже заранее иметь идею именно этого це­лого, а не другого. Иными словами, понимать что-либо можно только тогда, когда то, что пытаешься понять, уже заранее как-то понимаешь. В то же время герменевтический круг вовсе не является какой-то ловушкой или безвыходной ситуацией, поскольку повторное воз­вращение от целого к части и от частей к целому меняет и углубляет понимание смыслов как частей, так и целого. По Шлейермахеру, по­нимание — это принципиально незавершаемая деятельность, подчи­няющаяся движению по расширяющимся кругам.
0 Ninaarc
26.02.2018 оставил(а) комментарий:
Шлейермахер подчеркивал, что интерпрета­ция текста должна идти от текста к автору и его жизненному пути, т.е. чтобы понять текст, необходимо рассматривать его в свете лич­ной и интеллектуальной жизни автора этого текста. Понимание текс­та в таком ракурсе становится новым герменевтическим кругом, в ко­тором особое место занимает жизнь автора в виде так называемого жизненного проекта. Жизненный проект — это уникальное сочетание жизненных событий личности, ее психологических особенностей и врожденных способностей, которые отличают одного индивида от другого, делают его неповторимой личностью.

Согласно другому немецкому филосо­фу Вильгельму Дильтею (1833—1911) жизнь автора непосредственно объективируется («опредмечивается») в текстах и произведениях ис­кусства, следовательно, понимание текстов (любых произведений ис­кусства) должно основываться на способности исследователя воспро­извести, пережить первоначальное переживание создателя данного текста.

Но мы не можем быть уверенными в том, что наше переживание, вызванное произведением художника, жившего задолго до нас, соот­ветствует его переживанию, которое он вйплотил в художественный образ. Поэтому Дильтей вводит в свою герменевтику принцип суще­ствования подобия между субъектом (автором), выразившим себя через текст, и субъектом (читателем), пытающимся понять это выра­жение. Это подобие проистекает из общей человеческой природы всех людей в любые исторические эпохи. В процессе понимания произведения сама жизнь понимает самое себя. Человек способен понять то, что создано другим, потому что индивиды распознают себя в других индивидах. Например, каждый понимает другого чело­века, когда тот говорит, что ему грустно или, напротив, радостно, так как имеет собственные представления об этих ощущениях. В то же время следует сознавать, что индивидуальные переживания тех или иных чувств у различных людей будут хотя и подобными, но все же отличными друг от друга.

Один из самых известных современных разработчиков герменев­тики — немецкий философ Ганс Георг Гадамер (1900—2001). С его точки зрения, центральная проблема герменевтической филосо­фии — проблема формирования человека. Для него наиболее важен вопрос о том, чем является человек в качестве понимающего созда­ния. Гадамер считал, чтодстинная интерпретация — та, которая вы­текает из самих вещей'Техника понимания заключается в том, что надо подчинить себя изучаемому предмету и неуклонно поддержи­вать направление взгляда на объект, избегая колебаний и внутренних возмущений. Читая текст, мы всегда уже имеем некое мнение о нем:
даже самый непосредственный смысл читается в свете определенных ожиданий. Но по мере проникновения в текст это мнение постепен­но пересматривается, рождается новый смысл. Этот процесс получил название герменевтического перехода.
avatar