Главная » Вопросы » Университет » Философия

Какие школы были в древнеиндийской философии и на какие периоды она делится?
Какие школы были в древнеиндийской философии и на какие периоды она делится?
Категория: Философия | Добавил: damian (24.02.2018)
Просмотров: 110 | Ответы: 5 | Рейтинг: 5.0/1
Ответов: 5
0 shurik
24.02.2018 оставил(а) комментарий:
В философии Древней Индии различаются две группы школ (даршан). В первую, ортодоксальную, включается шесть даршан: санкхья, йога, нъяя, вайшешика, пурва-миманса, веданта. Во вторую — три: буддизм, джайнизм, локаята (иногда в качестве третьей неортодоксальной даршаны называется адживика).

Даршаны первой группы нередко объединяют попарно, поскольку санкхья близка к йоге, ньяя к вайшешике, пурва-миманса к веданте. Кратко охарактеризуем их.

1. Санкхья (перечисление, рассмотрение). Одна из самых древних школ, основателем ее считается легендарный мудрец Капйла (VII в. до н.э), а пик влиятельности санкхьи приходится на середину I тысячелетия нашей эры. Все многообразие Вселенной рассматривается как результат взаимодействия двух первоначал — материального (пракрита) и идеального (пуруши). Пракрити (прасоздательница) — источник различных качеств и производящих сил мира. Пуруша (человек, мужчина) — бездеятельный и бескачественный дух, сближаемый с атманом. Задача познания и самосовершенствования — понять устройство мира, независимость пуруши от пракрити, самодостаточность духа, отождествить свою сущность с ним, разъединить пракрити и пурушу в себе и тем самым достичь освобождения — мокши. Вариант теистической санкхьи представлен в знаменитом и по сей день религиозно-философско-поэтическом произведении — Бхагавадгйте.

2. Йога (связь, усилие), основателем ее считается Патанджали (II в. до н. э. или II в. н.э.) — автор «Йогасутры». Йога переводит в практическое русло намеченные санкхьей пути и методы освобождения. Иогин, разделяющий, посредством активных усилий и сосредоточенности, своего пурушу от своей пракрити, идет к Высшему Пуруше, обладающему сакральной сверхценностью и именующемуся Ишварой — Господом, Владыкой. Для этого разработан «восьмеричный» метод йоги: строгое соблюдение религиозных предписаний и нравственных требований, особенно ахимсы — непричинения вреда живым существам; контроль над организмом с помощью физических и дыхательных упражнений; концентрация чувств, внимания, созерцания,— таким образом последовательно устраняется зависимость от все более тонких составных Пракрити. И наконец, достигается состояние транса (самадхи), когда всякое различение исчезает, прекращается даже размышление и наступает освобождение.

3. Ньяя (правило, логика). Даршана основана Готамой (II в. до н. э. или II в. н.э.). Исходный текст — «Ньяясутра». Сторонники школы считают, что к освобождению следует идти, пресекая привязанности человеческого Я к объектам, обращаясь к атману в себе, являющемуся органом чистой мысли. Главный путь к этому — познание. Отсюда сосредоточенность даршаны на проблематике гносеологии и логики, которые развивались в тесном взаимодействии и полемике с соответствующими идеями буддизма. Исследуя способы познания, философы ньяи построили классификацию видов достоверного и недостоверного знания, разработали различные формы логического вывода. В мировоззренческих вопросах ньяя в основном следовала положениям вайшешики.

4. Вайшешика (различение). Школа основана Канадой (I в. до н. э. или I в. н.э.), создателем «Вайшешикасутры». В основе метафизики вайшешики лежат идеи теизма, атомизма, а также реализма схоластического типа. Последний вайшешика отстаивала в споре с буддистами, защищая тезис о том, что категории, подобно вещам, обладают реальным самостоятельным существованием. Согласно вайшешике, абсолютное божественное Я — Ишвара творит из атомов миры, поддерживает их и разрушает с помощью особой ценностно-каузальной силы — адришты (невидимое), действующей по закону кармы. Знание — выявление системы мира. В ней различаются семь видов реальности, каждая из которых имеет множество форм. Так, субстанция — носитель качеств и действий, имеет девять форм: пять элементов-стихий: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша) и еще четыре элемента — пространство, время, душа-атман, ум-манас (орган координации данных сознания).
0 shurik
24.02.2018 оставил(а) комментарий:
5. Пурва-миманса (букв.: первое исследование). Основателем школы считается Джаймини (IV—ПИ вв. до н. э.), автор «Мимансасутры». Эта даршана возникла в целях сохранения Веди ведийского ритуала. Веды понимаются как фундаментальная священная, совершенная, несущая дхарму реальность. Она имеет изначальную словесную природу, лишь частично проявляющуюся в звуках человеческой речи. Следствием исполнения ритуала является освобождение. Последнее понимается как избавление от страданий и наслаждение плодами ритуалов. Миманса способствовала поддержанию общинно-кастовой организации и всего ценностного строя культур брахманизма и индуизма.

6. Веданта (завершение Вед). Основоположником данной школы и автором «Ведантасутры» («Брахмасутры») считается Бадараяна (IV—III вв. до н. э.). Веданта представляет собой философскую разработку идей Упанишад и Бхагавадгиты о Брахмане как Божественном первоначале, об Атмане-духе и об освобождении как следствии преданности (бхакти) Божеству и познания тождественности своей сущности Атману и Брахману. В классической веданте существует три главных направления. Шанкара (788—820), вероучитель шиваизма, творчески переосмысливая идеи буддизма, создает строго монистическую адвайта (недвойственную) веданту. Согласно Шанкаре, многообразие мира иллюзорно и в то же время объективно. Абсолютно реален лишь Брахман, а все остальное создано его творческой силой — майей. Атман человека по сути тождествен Брахману. Освобождение и блаженство достигаются путем такого познания, в котором сливаются познающий, познаваемый абсолюти само познание. Шанкара полагает возможным освобождение от уз кармы при жизни — дживанмукти. Рамануджа (XI—XII вв.), вероучитель вишнуизма, разрабатывает не строго монистический вариант адвайта-веданты — вишишта (различающая) адвайта. Полагает, что Вселенная и души обладают относительной реальностью, а Атман человека есть часть божественного духа. Мадхва (XIV в.), другой вишнуитский вероучитель, строит систему дуалистической — двайта веданты. Утверждает, что мир, индивидуальные души — не создания майи, не иллюзия, а особая, отличная от Брахмана, реальность. В Новое время идеи веданты нашли свое продолжение в учениях Рамакрйшны (1836—1886), Свами Вивекананды (1969—1902), Ауробйндо Гхоша (1872—1950), Сарвепалли Радхакрйшнана (1908—1975) и др.
0 shurik
24.02.2018 оставил(а) комментарий:
Неортодоксальные школы.

1. Буддизм — мировая религия (наряду с христианством и исламом) и философское учение. Основан ,в Индии в VI в. до н. э. Сиддхартхой Гаутамой (623—544), названны Буддой (просветленным, пробудившимся). Главное произведение буддизма — Типйтака (три корзины), записанные в 80-х гг. I в. до н. э. на Цейлоне, на языке пали. Более тысячи лет буддизм был широко распространен в Индии, но к началу второго тысячелетия оказался почти полностью вытесненным из страны, успев к этому времени существенно повлиять на индуизм и укорениться во многих областях далеко за ее пределами. Основные ветви буддизма — хинаяна и махаяна. Хинаяна (малая колесница) — «узкий путь спасения», близкое к первоначальному буддизму направление, в рамках которого развивается учение о том, что освобождение есть главным образом дело личного совершенствования человека, посвятившего этому жизнь. Достигают нирваны самые совершенные — архаты. Махаяна (большая колесница) — «широкий путь спасения», направление, в котором произошло обожествление Будды, развитие его культа и почитания совершенных людей (боддхисаттв), а также образование монашеских общин (сангх). Согласно махаяне, возможности спасения широко открыты мирянам, а боддхисаттва — человек, сострадающий другим людям и показывающий им путь освобождения. Вначале буддизм был преимущественно этическим учением, альтернативным брахманистскому. С буддийской точки зрения соблюдение ведийских ритуалов бесполезно. Будда, по преданию, уклонялся от обсуждения «метафизических проблем», считая более важным научить людей тому, как навсегда избавиться от страданий. Главные идеи первоначального буддизма — «четыре благородные истины» и «восьмеричный путь спасения».
Четыре благородные истины:
1. Жизнь полна страданий.
2. Привязанность к жизни — корень страданий.
3. Можно пресечь корень страданий.
4. Есть путь пресечения корня страданий. Это восьмеричный путь спасения, он — срединный, отвергающий и аскетизм, и чувственные наслаждения.

Правильно поняв истины, следуя правильному внутреннему настрою и поведению, человек достигнет нирваны (затухание, остывание, распутывание паутины). Будда сравнивает нирвану с угасающим пламенем, не получающим поддержки. Она есть отречение от жажды жизни, невозмутимость, самодостаточность — полное освобождение. Вокруг этого ядра складывается философско-религиозное учение. Все существует по закону причинности — закону зависимого возникновения (пратитья-самутпада). Ненавистью нельзя прекратить ненависть, поэтому добром надо отвечать и на добро, и на зло. Безусловно благое состояние — нирвана, она выше добра и зла. Бытие Бога, души, личности не абсолютно, не имеет субстанциональной основы. Истинное бытие — сверхбытие-небытие, которое невыразимо в конкретных характеристиках. Оно может быть отождествлено с нирваной и великой пустотой — шуньей. Буддизм не признает принципиального различия между субъектом и объектом, духом и материей. Состояния страдания и избавления от страданий — не только субъективны, они суть объективные реалии различных уровней. Страдание — это не только мучения, вызываемые желаниями, но и волнение, пульсация (вспыхивание и затухание) энергетических психофизических элементов бытия — дхарм. Избавление от страданий, освобождение есть одновременно прекращение волнения дхарм. Личность, душа, Я не есть некая неразложимая целостность, это результат действия нескольких наборов дхарм, распадающихся при освобождении. Тогда разрушается причинная связь, приводящая к рождению нового существа и возобновлению страданий. Достижение нирваны — не следствие благодати, а величайшее завоевание самого освобождающегося — победа над собой. Как сказано в Дхаммападе (популярном произведении из Типитаки), никакое божество не сможет «превратить у такого человека победу в поражение». Основные философские школы хинаяны — вайбхашика и саутрантика, махаяны — йогачара и мадхьямика.
0 shurik
24.02.2018 оставил(а) комментарий:
2. Джайнизм — индийская религия и философское учение, схожие с буддийскими. Основатель — Вардхамана (VI в. до н. э.), называемый Махавира(Великий герой) и Джина (Победитель). Два основных направления джайнизма: дигамбары («одетые сторонами света», т. е. нагие) и шветмбары («одетые в белое»). В онтологии джайнизма дуализм сочетается с плюрализмом. Из девяти ее категорий две важнейшие — джива (живое) и аджива (неживое). Джива — вечная, живая, духовная сущность — субстанция множества отдельных душ-джив, находящихся на разных уровнях развитости и способных (хотя бы потенциально) к познанию и деятельности. Аджива — сущность остальных (материальных) субстанций. К последним относятся вещество, состоящее из атомов, пространство, время и др. Изменения в мире происходят по закону кармы. В несовершенном состоянии джива связана с адживой, страдает от этой зависимости, находясь во власти сансары. Совершенное состояние — нирвана, мокша. Освободившиеся джи-вы поднимаются на вершину Вселенной и пребывают там в состоянии духовной чистоты и блаженства, сохраняя свою индивидуальность. Правильное познание и строгое выполнение нравственных требований и предписаний ведут к освобождению. Наиболее важным считается соблюдение ахимсы.

3. Локаята (чарвака) («мирская» от лока — мир). Основателем учения считается легендарный мудрец Брихаспати (ок. V в. до н. э.). Произведений локаяты не сохранилось, ее идеи дошли в критическом изложении сторонников других даршан. Локаятики признают истинно существующим только то, что доступно чувственному восприятию, оно же признается единственно надежным источником познания. Утверждается, что каждое явление есть осуществление заложенной в нем изначально собственной, индивидуальной природы (свабхавы). Все существующее, в том числе и сознание, рассматривается как результат взаимодействия материальных первоэлементов. Поэтому отвергается учение об Атмане, карме-сансаре, освобождении, утверждается, что индивидуальное существование полностью прекращается со смертью, смысл жизнь — в удовольствии, особенно — чувственном. Вульгарный материализм и сенсуализм локаяты вполне последовательно дополняется гедонизмом.

История индийской философии делится на три крупных периода.
1. Ведийский период (примерно с X по V в. до н. э.). В это время идет становление индийской философии. В некоторых произведениях корпуса Вед, особенно в упанишадах (где представлены диалоги по отвлеченным вопросам, рассуждения о бытии в целом), появляется философская трактовка мировоззренческих вопросов.
2. Классический или брахмано-буддийский (с V в. до н. э. по X в. н.э.). В этот период, после возникновения буддизма (ставшего впоследствии ведущим философским направлением эпохи) и джайнизма, в условиях острых философско-религиозных споров, сформировались основные классические даршаны.
3. Индуистский — с XI в. н. э. К этому времени влияние буддизма существенно ослабевает и философская деятельность протекает в основном в русле культуры индуизма. Главными философскими направлениями становится веданта, вобравшая в себя многие достижения других ортодоксальных даршан и буддизма, а также ньяя, все больше сосредоточивавшаяся на разработке логико-гносеологических, методологических проблем.
0 Šøбłǻзŋ
24.02.2018 оставил(а) комментарий:
Своеобразие способов существования философских направ­лений и школ (даршан – видений), определя­ется, прежде всего, близостью форм философской и религиоз­ной деятельности в Древней Индии. Большинство даршан представляет собой философское развитие основ вероучения определенного религиозного направления. Даршаны традици­онно делятся на две группы по критерию их отношения к Ведам (ведение, знание) – Священному слову религий брахманизма, а затем индуизма.

К первой группе принадлежат школы, признающие себя наследниками традиций Вед. Они считаются ортодоксальными, традиционными и называются астика (утверждающие). Среди них школы:

– образованные на независимых основах – санкхья, йога, ньяя и вайшешика – строили свои теории на основе обычного человеческого опыта и размышления, но в то же время стремились продемонстрировать, что текст Вед находится в полном соответствии с их собственными теориями, основывающимися на разуме;

– школа, придающая особое значение ритуальной стороне Вед, чтобы оправдать ведические обряды и ритуалы и способствовать их культивированию – миманса;

– школа, придающая особое значение спекулятивной стороне Вед и стремящаяся углубить, расширить и обосновать с философской точки зрения учение Вед о мире и месте в нём человека – веданта.

Вторую группу составляют школы неортодоксальные, нетрадиционные – настика (отрицающие): чарвака, буддизм, джайнизм.

Даршаны ортодоксальной группы (астика).
avatar